А.С.Пушкин "Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека" (В. Г. Белинский) А. С. Пушкин — это эталон, символ нашей культуры более ста пятидесяти лет со дня гибели поэта, а его великие творения находят все новых и новых поклонников не только в нашей стране, но и во всем мире. В чем же сила творчества этого поэта, почему его можно читать и когда тебе грустно, и когда тебя переполняет счастье? Первоначально большая часть современников поэта не принимала его, от поэта ждали обычных назиданий, нравоучений о том, как следует жить и как не следует. А стихи юного Пушкина заставляли думать, чувствовать. “О, если б голос мой умел сердца тревожить”, — мечтал поэт. Он “жег сердца людей”, “не позволял душе лениться”. Творения Пушкина не имели бы такой убедительной силы, значимости, если бы были в изоляции от жизни. Жизнь и поэзия у Пушкина стали одним целым. А. С. Пушкин всегда воспевал свободу. Он считал, что если правители будут соблюдать справедливый закон, то в стране наступит “свобода, равенство и братство”. Склонитесь первые главой Под сень надежного закона, И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой. Друзьями Пушкина были декабристы, “рыцари свободы”. Если бы поэт не находился в ссылке, то встал бы в ряды декабристов на Сенатской площади. В то время, когда даже имена декабристов было запрещено произносить, Пушкин пишет послание декабристам “Во глубине сибирских руд...”. Муза Пушкина — “гроза царей, свободы гордая певица”. “Его стихи пронизаны глубоким уважением к тем, кто борется с деспотизмом, за свободу ума и сердца, за утверждение правды и справедливости на земле”, — писал В. Г. Белинский. Читая вольнолюбивые стихотворения Пушкина, человек стремится к жизни, свободной от зла, насилия, жестокости. Рылеев сказал о себе: “Я не поэт, а гражданин”. О Пушкине можно сказать, что он поэт-гражданин. Еще с лицейских лет он размышлял о назначении поэта. Он спорил с Дельвигом и Кюхельбекером о том, что нельзя воспевать “цветочки и лепесточки”, когда народ бесправный и угнетенный. Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный И Рабство, падшее по манию царя, И над отечеством Свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная Заря? В стихотворении “Деревня” Пушкин мечтает об отмене крепостничества. Поэт заставляет человека заботиться о счастье окружающих людей, как бы трудно ни было самому. Гражданственность лирики Пушкина проявляется и в его отношении к войне 1812 года. Он жалеет, что не было его вклада в борьбу за освобождение для Родины. И в жертву не принес я мщенья вам и жизни; Вотще лишь гневом дух пылал!.. В стихотворении “Воспоминания в Царском Селе” поэт прославляет русский народ, понимая, что именно он одержал победу над врагом. Русского воина он сравнивает с богатырем. Народная лирика Пушкина заставляет задуматься о силе простого человека, о его значении в исторических событиях. Огромное место в творчестве Пушкина занимает лирика любви и дружбы. Белинский писал, что Пушкину свойственны живость, впечатлительность, пылкость увлекаться и увлекать сердца, жажда любви, дружбы привязываться к человеку, пылкий, горячий темперамент, влечение к жизни, жизненным удовольствиям и тревогам. Пушкин — это певец дружбы, благородного чувства, истоки которого были заложены в самой натуре этого человека. У него было много друзей. Пушкин считал, что дружба — это идейное сплочение людей. Необыкновенно сильное чувство дружбы Пушкин испытывал к Чаадаеву. Он уважал этого человека за необыкновенный ум, мужество, пламенное сердце. Благодаря Пушкину, мы понимаем, что когда к человеку приходят беды, испытания, то дружба особенно необходима, дорога. После неудачного восстания декабристов поэт пытается поднять дух друзей, сосланных в Сибирь. Он верит, что их дело не пропадет, что его продолжат другие поколения. К теме любви Пушкин обращался всю жизнь. Темпераментный стих раскрывает любовь поэта к жизни во всем ее многообразии. Он восхищается духовной и физической красотой человека
Вот моя деревня;
И начну у бабкиВот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;
Вот свернулись санки,
И я на бок - хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.
И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Всё лицо и руки
Залепил мне снег...
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!
Но меж тем уж село
Солнышко давно;
Поднялася вьюга,
На небе темно.
Весь ты перезябнешь,
Руки не согнёшь
И домой тихонько,
Нехотя бредёшь.
Ветхую шубёнку
Скинешь с плеч долой;
Заберёшься на печь
К бабушке седой.
И сидишь, ни слова...
Тихо всё кругом;
Только слышишь - воет
Вьюга за окном.
В уголке, согнувшись,
Лапти дед плетёт;
Матушка за прялкой
Молча лён прядёт.
Избу освещает
Огонёк светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца...
Сказки я просить;
И начнёт мне бабка
Сказки говорить:
Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал;
Как ему невесту
Серый волк достал.
Слушаю я сказку,—
Сердце так и мрёт;
А в трубе сердито
Ветер злой поёт.
Я прижмусь к старушке.
Тихо речь журчит,
И глаза мне крепко
Сладкий сон смежит.
А во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич —
Это будто я.
Вот передо мною
Чудный сад цветёт;
В том саду большое
Дерево растёт.
Золотая клетка
На суке висит;
В этой клетке птица
Точно жар горит.
Прыгает в той клетке,
Весело поёт;
Ярким, чудным светом
Сад весь обдаёт.
Вот я к ней подкрался
И за клетку — хвать!
И хотел из сада
С птицею бежать.
Но не тут-то было!
Поднялся шум, звон;
Набежала стража
В сад со всех сторон.
Руки мне скрутили
И ведут меня...
И, дрожа от страха,
Просыпаюсь я.
Уж в избу, в окошко,
Солнышко глядит;
Пред иконой бабка
Молится, стоит.
Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда.