Пушкин часто подчеркивал свое несогласие с наиболее ходовыми и распространенными определениями романтизма. “Сколько я ни читал о романтизме, все не то”, — писал он своим друзьям. В шестой главе “Евгения Онегина”, написанной в 1826 году, Пушкин, “цитируя” унылые предсмертные стихи Ленского, замечал:
Так он писал темно и вяло (Что романтизмом мы зовем, Хоть романтизма тут нимало Не вижу я; да что нам в том?)
Разъяснение этому ироническому замечанию поэт дал немного позднее, в 30-е годы, заявив, что романтическая литература это необязательно “все произведения, носящие на себе печать уныния и мечтательности”. Взгляды Пушкина на романтизм можно назвать антиклассическими. Те, что писали “по всем правилам парнасского православия”, заслужили порицание поэта. Строгая система правил классицизма, считал Пушкин, слишком сковывает, не позволяет развить в достаточной мере воображение. Более того, он утверждал, что романтическая школа “есть отсутствие всяких правил, но не всякого искусства”. Пушкин с презрением и осуждением относился ко всем литературным канонам. Отсюда и его слова, высказанные в послании “К Родзянке”:
Ты обещал о романтизме, О сем парнасском афеизме, Потолковать еще со мной...
Пушкин рассматривал романтизм как отмену классических правил. И часто называл романтиками тех писателей, которые отказались от “классических” форм. С точки зрения его эстетических теорий отличительной чертой поэта-романтика является разрыв с общепринятыми нормами и образцами. По этой причине Пушкин отказался назвать романтиком французского поэта Андре Шенье. И, наоборот, причислял к романтикам Данте, Шекспира, Сервантеса, Гете. Что касается романтического героя Пушкина, то он отнюдь не уныл и не разочарован. Скорее наоборот: романтическому герою поэта чужды эти чувства, ему свойственны бурные страсти и необыкновенные приключения. Необыкновенное в человеке, в природе, в форме произведения — вот главные темы, проблемы и принципы пушкинского романтизма. Отсюда и необыкновенные картины природы в его произведениях: молдавские степи, морские пейзажи Крыма. Пушкину было свойственно описание жизни и быта “необыкновенных” народов: крымских татар, цыган. В романтических произведениях Пушкин противопоставлял унылой, однообразной действительности яркие разнообразные образы. Этим самым он, по всей видимости, хотел удалиться от повседневности. От того, что больше всего Пушкина занимало необыкновенное в человеке, он обратился к проблеме человеческих страстей. Именно изображение необыкновенных страстей определяло собой все элементы идейно-художественной структуры романтических произведений Пушкина, отделяя его романтизм от других видов романтизма первой четверти XIX века.
"Царевна-лягушка" - русская народная сказка, по жанру - волшебная чудесная (повествующая о чуде) сказка. В основе ее сюжета лежит рассказ о поиске и освобождении от плена и колдовства невесты. Также эта сказка поучительно-моральная, где в форме увлекательного повествования до читателя доносятся моральные основы человеческого бытия.
Время действия сказки – неопределенно "В старые годы у одного царя было три сына").
Место действия: 1) реальный мир, где происходит поиск невесты, свадьба, испытание невесты, нарушение запрета (герой сказки сжигает лягушиную кожу). 2) мир фантастический, "потусторонний" - "тридевятое царство", куда отправляется герой сказки в поисках возлюбленной, отнятой в наказание за нарушение запрета.
Герои русской народной сказки "Царевна-лягушка":
Заглавная героиня сказки – царевна-лягушка, в которую превращена разгневанным отцом царевна Василиса Премудрая. Благодаря мамки, няньки), собственным чудесным умениям (волшебным образом создала на царском пиру озеро с лебедями) и сказочной красоте с честью выдерживает царские испытания для невесток. Заточена Кощеем в наказание за нарушение запрета Иваном-царевичем.
Основная мысль, связанная с образом царевны-лягушки: не стоит судить о человеке по внешнему виду, следует оценивать людей по их делам, по внутренним достоинствам.
Главный герой народной сказки "Царевна-лягушка" - младший сын царяИван-царевич, не ищет богатства (в отличие от старших царевичей), покоряется отцу и судьбе и женится на болотной лягушке. На его долю выпадают самые трудные испытания: ему приходится отправиться в нелегкий путь в тридевятое царство, найти и освободить Василису, одолев Кощея Бессмертного.
С образом Ивана-царевича связаны следующие идеи:
1) Никакие проступки не остаются безнаказанными (нарушил запрет – лишился возлюбленной).
2) Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе (золотое правило нравственности). Только благодаря своим нравственным качествам Иван-царевич заручился поддержкой чудесных
3) За свое счастье нужно бороться, ничто не достается легко, торжества добра и справедливости можно добиться только пройдя через различные испытания. Только тогда, когда человек станет достойным счастья, добро победит.
Герой-отправитель – царь, отправляющий сыновей на поиск невест, подвергающий испытаниям своих невесток.
Герои-антагонисты: старшие братья Ивана-царевича, более удачливые в выборе невест, принесших женихам богатое приданое, противопоставлены главному герою. Главной героине противопоставлены жены старших царевичей, прямо соперничающие с царевной лягушкой за доброе к ним расположение царя.
Герои мамки-няньки Василисе Премудрой справиться с царскими испытаниями; чудесные говорящие звери (медведь, заяц и щука даритель (старый старичок, подаривший Ивану-царевичу путеводный клубок); Баба-яга, указавшая, местонахождение Василисы Премудрой и одолеть Кощея.
Герой-вредитель – Кощей Бессмертный, в сказке "Царевна-лягушка", как и в других русских народных сказках, предстаёт похитителем женщин, превращающим их в рабынь. Кощей распоряжаться судьбами и жизнями людей. Сам же он бессмертен. Его смерть "на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и тот дуб Кощей Бессмертный как свой глаз бережет".
Однако, как бы ни была невозможна смерть Кощея, главный герой сказки все же добивается его уничтожения. Таким образом в народной сказке "Царевна-лягушка" проводится идея торжества добра и справедливости.
Композиционно сказка "Царевна-лягушка" построена согласно традиции русских народных волшебных сказок. Здесь присутствуют типичный сказочный зачин и концовка, присказки, троекратные повторы, постепенное усиление напряженности событий (после заточения Василисы в царстве Кощея действие становится более динамичным), особое временно-пространственное построение мира чудесной волшебной сказки.
В языковом отношении русская народная сказка "Царевна-лягушка" является примером высокого мастерства народных сказителей: она очень поэтична. Благодаря своим высоким художественным достоинствам "Царевна-лягушка" стала излюбленным хрестоматийным текстом.
"Царевна-лягушка", как и другие волшебные сказки, вызывает особый интерес у детей.
В равной степени дети ценят и развитие действия, связанное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел, и идеальные герои, и счастливый конец.
В сказке "Царевна-лягушка" скрыт обширный материал для развития творческих ребенка, усиления его познавательной активности, для самораскрытия, саморазвития личности. Благодаря всему изложенному, русская народная сказка "Царевна-лягушка" занимает достойное место среди сказок для детей
“Сколько я ни читал о романтизме, все не то”, — писал он своим друзьям. В шестой главе “Евгения Онегина”, написанной в 1826 году, Пушкин, “цитируя” унылые предсмертные стихи Ленского, замечал:
Так он писал темно и вяло
(Что романтизмом мы зовем,
Хоть романтизма тут нимало
Не вижу я; да что нам в том?)
Разъяснение этому ироническому замечанию поэт дал немного позднее, в 30-е годы, заявив, что романтическая литература это необязательно “все произведения, носящие на себе печать уныния и мечтательности”.
Взгляды Пушкина на романтизм можно назвать антиклассическими. Те, что писали “по всем правилам парнасского православия”, заслужили порицание поэта. Строгая система правил классицизма, считал Пушкин, слишком сковывает, не позволяет развить в достаточной мере воображение. Более того, он утверждал, что романтическая школа “есть отсутствие всяких правил, но не всякого искусства”. Пушкин с презрением и осуждением относился ко всем литературным канонам. Отсюда и его слова, высказанные в послании “К Родзянке”:
Ты обещал о романтизме,
О сем парнасском афеизме,
Потолковать еще со мной...
Пушкин рассматривал романтизм как отмену классических правил. И часто называл романтиками тех писателей, которые отказались от “классических” форм. С точки зрения его эстетических теорий отличительной чертой поэта-романтика является разрыв с общепринятыми нормами и образцами. По этой причине Пушкин отказался назвать романтиком французского поэта Андре Шенье. И, наоборот, причислял к романтикам Данте, Шекспира, Сервантеса, Гете.
Что касается романтического героя Пушкина, то он отнюдь не уныл и не разочарован. Скорее наоборот: романтическому герою поэта чужды эти чувства, ему свойственны бурные страсти и необыкновенные приключения.
Необыкновенное в человеке, в природе, в форме произведения — вот главные темы, проблемы и принципы пушкинского романтизма. Отсюда и необыкновенные картины природы в его произведениях: молдавские степи, морские пейзажи Крыма. Пушкину было свойственно описание жизни и быта “необыкновенных” народов: крымских татар, цыган.
В романтических произведениях Пушкин противопоставлял унылой, однообразной действительности яркие разнообразные образы. Этим самым он, по всей видимости, хотел удалиться от повседневности.
От того, что больше всего Пушкина занимало необыкновенное в человеке, он обратился к проблеме человеческих страстей.
Именно изображение необыкновенных страстей определяло собой все элементы идейно-художественной структуры романтических произведений Пушкина, отделяя его романтизм от других видов романтизма первой четверти XIX века.
"Царевна-лягушка" - русская народная сказка, по жанру - волшебная чудесная (повествующая о чуде) сказка. В основе ее сюжета лежит рассказ о поиске и освобождении от плена и колдовства невесты. Также эта сказка поучительно-моральная, где в форме увлекательного повествования до читателя доносятся моральные основы человеческого бытия.
Время действия сказки – неопределенно "В старые годы у одного царя было три сына").
Место действия: 1) реальный мир, где происходит поиск невесты, свадьба, испытание невесты, нарушение запрета (герой сказки сжигает лягушиную кожу). 2) мир фантастический, "потусторонний" - "тридевятое царство", куда отправляется герой сказки в поисках возлюбленной, отнятой в наказание за нарушение запрета.
Герои русской народной сказки "Царевна-лягушка":
Заглавная героиня сказки – царевна-лягушка, в которую превращена разгневанным отцом царевна Василиса Премудрая. Благодаря мамки, няньки), собственным чудесным умениям (волшебным образом создала на царском пиру озеро с лебедями) и сказочной красоте с честью выдерживает царские испытания для невесток. Заточена Кощеем в наказание за нарушение запрета Иваном-царевичем.
Основная мысль, связанная с образом царевны-лягушки: не стоит судить о человеке по внешнему виду, следует оценивать людей по их делам, по внутренним достоинствам.
Главный герой народной сказки "Царевна-лягушка" - младший сын царяИван-царевич, не ищет богатства (в отличие от старших царевичей), покоряется отцу и судьбе и женится на болотной лягушке. На его долю выпадают самые трудные испытания: ему приходится отправиться в нелегкий путь в тридевятое царство, найти и освободить Василису, одолев Кощея Бессмертного.
С образом Ивана-царевича связаны следующие идеи:
1) Никакие проступки не остаются безнаказанными (нарушил запрет – лишился возлюбленной).
2) Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе (золотое правило нравственности). Только благодаря своим нравственным качествам Иван-царевич заручился поддержкой чудесных
3) За свое счастье нужно бороться, ничто не достается легко, торжества добра и справедливости можно добиться только пройдя через различные испытания. Только тогда, когда человек станет достойным счастья, добро победит.
Герой-отправитель – царь, отправляющий сыновей на поиск невест, подвергающий испытаниям своих невесток.
Герои-антагонисты: старшие братья Ивана-царевича, более удачливые в выборе невест, принесших женихам богатое приданое, противопоставлены главному герою. Главной героине противопоставлены жены старших царевичей, прямо соперничающие с царевной лягушкой за доброе к ним расположение царя.
Герои мамки-няньки Василисе Премудрой справиться с царскими испытаниями; чудесные говорящие звери (медведь, заяц и щука даритель (старый старичок, подаривший Ивану-царевичу путеводный клубок); Баба-яга, указавшая, местонахождение Василисы Премудрой и одолеть Кощея.
Герой-вредитель – Кощей Бессмертный, в сказке "Царевна-лягушка", как и в других русских народных сказках, предстаёт похитителем женщин, превращающим их в рабынь. Кощей распоряжаться судьбами и жизнями людей. Сам же он бессмертен. Его смерть "на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и тот дуб Кощей Бессмертный как свой глаз бережет".
Однако, как бы ни была невозможна смерть Кощея, главный герой сказки все же добивается его уничтожения. Таким образом в народной сказке "Царевна-лягушка" проводится идея торжества добра и справедливости.
Композиционно сказка "Царевна-лягушка" построена согласно традиции русских народных волшебных сказок. Здесь присутствуют типичный сказочный зачин и концовка, присказки, троекратные повторы, постепенное усиление напряженности событий (после заточения Василисы в царстве Кощея действие становится более динамичным), особое временно-пространственное построение мира чудесной волшебной сказки.
В языковом отношении русская народная сказка "Царевна-лягушка" является примером высокого мастерства народных сказителей: она очень поэтична. Благодаря своим высоким художественным достоинствам "Царевна-лягушка" стала излюбленным хрестоматийным текстом.
"Царевна-лягушка", как и другие волшебные сказки, вызывает особый интерес у детей.
В равной степени дети ценят и развитие действия, связанное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел, и идеальные герои, и счастливый конец.
В сказке "Царевна-лягушка" скрыт обширный материал для развития творческих ребенка, усиления его познавательной активности, для самораскрытия, саморазвития личности. Благодаря всему изложенному, русская народная сказка "Царевна-лягушка" занимает достойное место среди сказок для детей