составить план этой статьи.
Ранние романтические произведения Максима Горького до сих пор воспринимаются читателями как красивые сказки, легенды, ничего общего не имеющие с реальной действительностью конца XIX века. Однако важно понимать, что появление многих из них обусловлено развитием революционного движения 1895-1899 годов. И если «Песня о Буревестнике» прочитывалась современниками как призыв к революции, то «Песня о Соколе» больше напоминала басню в силу использования в ней аллегорических образов, о роли которых и пойдет речь в анализе произведения.
Впервые «Песню о Соколе» напечатали в Самарской газете в 1895 году. Но позже Горький включил ее во 2-е издание «Очерков и рассказов» в 1899 году уже в новой редакции.
Как и во всех неоромантических произведениях Горького, в «Песне» использована кольцевая композиция, играющая роль художественного обрамления, а также создающая образ рассказчика – старого крымского чабана Рагима, который и исполняет саму песню.
Также важную роль играет пейзаж во вступлении, где природа воспринимается как живое существо, обладающее мощной сдержанной силой. Но это ощущение силы не подавляет, а, наоборот бодрому и жизнерадостному восприятию мира. Красота природы вызывает у читателя активное отношение к миру, заставляет его стремиться к счастью и, если понадобится, даже бороться за него.
На фоне величественной, полной скрытых сил природы особенно выразителен образ Рагима, «высокого, седого, сожженного южным солнцем, сухого и мудрого старика». Он находится в том состоянии, когда «все кажется призрачным, одухотворенным, и нет других желаний, кроме желания думать». Поэтому старик «вдумчиво смотрит в мутную даль» и философствует о смерти, о боге, о человеке. Одной из его историй и становится песня о храбром Соколе и Уже-обывателе.
Действие происходит высоко в горах. Далеко внизу море. Высоко в небе сияет солнце. А в глубине гор сырое, душное и темное ущелье, и там – Уж. Описание представляет читателю героя - тупого и самодовольного, не к действию. В противопоставлении ему показан Сокол. Он появляется на фоне картины, полной жизни. В ней все движется, живет, все охвачено борьбой: «бились волны внизу о камень», «по ущелью, во тьме и брызгах, поток стремился навстречу морю, гремя камнями», «сердито воя…» Именно на таком фоне и появляется Сокол, сраженный в бою.
Если для Ужа сырое и теплое ущелье – привычная среда обитания, то Сокол задыхается в такой атмосфере. И если первоначально испытывая гнев от собственного бессилия и переживая трагически окончившуюся битву, он не замечает окружающей обстановки, то после слов Ужа о том, что ему «прекрасно, тепло и сыро», Сокол «встрепенулся и по ущелью повел очами».
Любому читателю ясно, что Уж и Сокол – символы, дающие ответ на важнейшие жизненные во В чем смысл человеческой жизни и как нужно жить на самом деле?» В чем же видят смысл Уж и Сокол? Уж ни о чем не мечтает и свою жизнь, лишенную каких бы то ни было устремлений, оправдывает словами: «Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет…» К страстным порывам Сокола он относится с насмешкой, ведь для него все героические устремления Сокола всего лишь «безумство желаний», а небо – «пустое место».
Совсем иное влечет Сокола. Умирая и оценивая прожитую жизнь, он с гордостью восклицает: «Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!..» По мысли автора, гибель Сокола – это всего лишь продолжение его жизни, полной борьбы. А его смерть – призыв к продолжению борьбы и начало бессмертия.
Таким образом, самодовольному, ограниченному, пошлому и унизительному «благоразумию» Ужа противопоставлено «безумство храбрых». Надо отметить, что раннему творчеству Горького была свойственна близость к фольклору и афористичность, отличающие мировоззрение писателя. «Рожденный ползать – летать не может!» - это своеобразный вызов тем, кто, подобно Ужу, прятался за обывательское, мещанское благоразумие. Уж, который оберегает свое никому не нужное, эгоистическое существование, мертв уже при жизни.
Писатель же уверен, что такие, как Сокол, пока одиноки, но смерть их не напрасна, их подвиг не пропадет бесследно, ведь «капли крови» их горячей, «как искры вспыхнут во мраке жизни», а самое главное – смогут зажечь этим чувством борьбы миллионы сердец. И хотя для Максима Горького такими борцами были революционеры 90-х годов XIX века, но идея гордой, свободной и героической личности до сих пор является востребованной теми, кто не хочет прозябать всю жизнь в «мещанском болоте».
Відповідь:илвтщш гвжшрсщочочлс слсл з ожмдмщмж пдмзмщ що Пояснення: