Своё сочинение мне хотелось бы начать с того, что поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» открыла для меня новый мир, Россию второй половины XIX века. И это не просто слова. Государь даровал «Манифест об отмене крепостного права». Великая страна скинула со своих плеч оковы крепостничества. Казалось бы, чего не хватает для счастья русскому народу? Но люди по-прежнему несчастны. Вопрос: почему? Да потому что нет этой свободы, народу не развязали руки, а попросту ослабили узел. Насчёт этого я могу рассуждать часами, но стоит перейти к теме сочинения, которая показалась мне наиболее важной и интересной. «Кому на Руси жить хорошо?» - именно с этого вопроса начинается поэма. Среди всех героев произведения истинно счастливым можно назвать только лишь Гришу Добросклонова. Но почему? Постараемся ответить на данный вопрос. В поэме изображены противоположные идеалы счастья: личное благополучие, почести, богатство, с одной стороны; счастье личное, неотделимое от народного,- с другой. Об истинном счастье говорит Григорий: «Не надо мне ни серебра, Ни золота, а дай господь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно, весело На всей святой Руси!» То есть, можно сказать, что только в борьбе «за воплощение счастья народного» человеку «вольготно, весело живется на Руси». Автор данного произведения полагает, что единственно возможный путь к счастью – это путь жертвы, подвижничества, искупления. И Савелий изнуряет себя обетом за «все страдное русское крестьянство», Матрёна Корчагина подвергается розгам, Ермила Гирин идет в острог «за народ». А Григорий Добросклонов, в котором довольно-таки просто увидеть черты праведника-страдальца, выбирает «дорого честную» к счастью всего народа: «Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь». Согласитесь, труден, но прекрасен путь, по которому идет Гриша. На этот путь в силах вступить «лишь души сильные, любвеобильные». Этот человек счастлив, потому что видит в этом главную, ведущую цель своей жизни. Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что истинное счастье обретает лишь тот человек, который не отделяет свою судьбу от судьбы всего русского народа.
Вот с ребятишками дяди Левонтия и отправился я по землянику, чтобы заработать пряник. Ребятишки несли бокалы с отбитыми краями, старые туёски, а у одного парнишки был ковшик без ручки. По пути они заскочили в чужой огород, но так как там ничего не созрело, они наплатали беремя лука-батуна, наелись до зелёной слюны, а недоеденный побросали. Вот мы пришли в лес, рассыпались по увалу и начали собирать землянику. Я брал старательно и скоро покрыл дно аккуратненького туёска стакана на два-три. Санька начал дразнить меня, что я боюсь свою бабушку и не смогу съесть всю землянику. И чтобы не струсить, не не опозориться, решительно вытряхнул ягоды в траву. Навалилась левонтьевская орда, и ягоды вмиг исчезли. И мы побежали к речке.
Ни золота, а дай господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно, весело
На всей святой Руси!» То есть, можно сказать, что только в борьбе «за воплощение счастья народного» человеку «вольготно, весело живется на Руси». Автор данного произведения полагает, что единственно возможный путь к счастью – это путь жертвы, подвижничества, искупления. И Савелий изнуряет себя обетом за «все страдное русское крестьянство», Матрёна Корчагина подвергается розгам, Ермила Гирин идет в острог «за народ». А Григорий Добросклонов, в котором довольно-таки просто увидеть черты праведника-страдальца, выбирает «дорого честную» к счастью всего народа: «Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь». Согласитесь, труден, но прекрасен путь, по которому идет Гриша. На этот путь в силах вступить «лишь души сильные, любвеобильные». Этот человек счастлив, потому что видит в этом главную, ведущую цель своей жизни. Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что истинное счастье обретает лишь тот человек, который не отделяет свою судьбу от судьбы всего русского народа.