Рассказ Леонида Пантелеева «Честное слово» повествует о смелом и благородном мальчике, который обладал сильной волей и храбрым сердцем. Повествование ведётся от лица автора, который стал случайным участником описываемых событий. Он отдыхал в парке и услышал плач маленького мальчика. Старшие ребята велели ему стоять на посту, и он не мог уйти, не мог нарушить данное им честное слово. Автор видит, как серьёзно мальчик относится к игре, и это вызывает у него улыбку. Но она сразу же сменяется восхищением силой воли этого маленького человека. Автор придумывает, как освободить мальчика от данного слова. Только приказ командира, которого рассказчик случайно встретил около парка, смог заставить ребёнка покинуть свой пост. Этот герой вызывает уважение. Он ещё маленький и доверчивый, но уже смелый, мужественный, несгибаемый. Для него собственное честное слово оказывается дороже всего. Ни холод, ни голод не могут поколебать его волю. Авторскому восхищению нет предела: «Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается темноты, не испугается хулиганов, не испугается и более страшных вещей». Этот рассказ учит нас мужеству, благородству, честности. Людям, обладающим такими качествами, нечего бояться. Читателю хочется быть похожим на этого мальчика.
Стихотворение построено в форме письма к дорогой герою женщине (Зтнаиде Райх). Именно форма письма лирическому герою, обращаясь к любимой женщине, размышлять о и будущем и своим, и страны. В стихотворении напевная мелодия и романсовый лиризм.
Начинается оно сугубо интимным, личным воспоминанием. Герой описывает сцену расставания. Любимая женщина бросала в лицо герою резкие и горькие обвинения. Она хотела расстаться с ним, потому что … вас измучила Моя шальная жизнь, Что вам пора за дело приниматься, А мой удел – Катиться дальше, вниз. В ответ лирический герой выдвигает свои обвинения. Эта женщина просто не понимала его, его душевного разлада и трагедии в мире, когда одна страна уходит безвозвратно в а на место ей приходит что-то совершенно новое и неизведанное. Поэт очень ярко передает свое состояние сравнением: "...Я был, как лошадь, загнанная в мыле, Пришпоренная смелым ездоком". Лирический герой тщетно пытался понять "куда несет нас рок событий". Герой сравнивает Россию в эпоху революционных перемен с кораблем во время сильной морской качки.
В стихотворении как-бы две части, которые не только разделены отточием, но и противопоставлены в содержательном и эмоциональном плане. "Тогда" и "теперь" разделяет не просто соотношение временных контрапунктов - это будто расколовшиеся половинки души героя: мучительное непонимание всего происходящего вокруг и надежда обретения смысла существования, связанного с осознанием своего Я.
Даже построение стихотворения необычно: вольный ямб создает впечатление непосредственного рассуждения. Лесенка, разбивающая строфы, выделяет ключевые слова, концентрируя внимание читателя на самых значимых моментах.
Поэт использует просторечия и вульгаризмы, чтобы сильнее и ярче передать болезненное состояние людей: Ну кто ж из нас на палубе большой Не падал, не блевал и не ругался?...
Повторы... "Но вы не знали, что в сплошном дыму… " повторяется дважды, тем самым подчеркивается её важность и значимость. Кроме того, эта строфа как бы отделяет то, что было, от того, что есть теперь. Всем метания, сомнения и душевные муки в Теперь герой осознал и понял все произошедшие тогда события: Теперь года Я в возрасте ином.
метафоры. Это и развернутая метафора Россия - корабль и "я в сплошном дыму, в развороченном бурей быте" " рок событий"," гущу бурь и вьюг её направил", " в ударе нежных чувств","я избежал паденья с кручи". Много в стихотворении и ярких эпитетов: шальная жизнь, прямая гуща, дикий шум, пьяный угар, праздничное вино, грустная усталость, яростный попутчик, светлый труд. Очень яркое сравнение "Я был, как лошадь, загнанная в мыле, Пришпоренная смелым ездоком". В стихотворении много обращений, восклицательных предложений, подчеркивающих эмоциональность произведения. Любимая! Меня вы не любили.
герою женщине (Зтнаиде Райх).
Именно форма письма лирическому герою,
обращаясь к любимой женщине, размышлять о
и будущем и своим, и страны.
В стихотворении напевная мелодия и романсовый лиризм.
Начинается оно сугубо интимным, личным воспоминанием.
Герой описывает сцену расставания.
Любимая женщина бросала в лицо герою резкие и
горькие обвинения. Она хотела расстаться с ним,
потому что
… вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел –
Катиться дальше, вниз.
В ответ лирический герой выдвигает свои обвинения.
Эта женщина просто не понимала его, его душевного разлада
и трагедии в мире, когда одна страна уходит
безвозвратно в а на место ей приходит что-то
совершенно новое и неизведанное.
Поэт очень ярко передает свое состояние сравнением:
"...Я был, как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком".
Лирический герой тщетно пытался понять
"куда несет нас рок событий".
Герой сравнивает Россию в эпоху революционных
перемен с кораблем во время сильной морской качки.
В стихотворении как-бы две части, которые не только
разделены отточием, но и противопоставлены в
содержательном и эмоциональном плане.
"Тогда" и "теперь" разделяет не просто соотношение
временных контрапунктов - это будто расколовшиеся
половинки души героя:
мучительное непонимание всего происходящего вокруг и
надежда обретения смысла существования,
связанного с осознанием своего Я.
Даже построение стихотворения необычно:
вольный ямб создает впечатление непосредственного
рассуждения.
Лесенка, разбивающая строфы, выделяет ключевые слова,
концентрируя внимание читателя на самых значимых моментах.
Поэт использует просторечия и вульгаризмы,
чтобы сильнее и ярче передать болезненное состояние людей:
Ну кто ж из нас на палубе большой
Не падал, не блевал и не ругался?...
Повторы...
"Но вы не знали, что в сплошном дыму… " повторяется дважды,
тем самым подчеркивается её важность и значимость.
Кроме того, эта строфа как бы отделяет то, что было,
от того, что есть теперь.
Всем метания, сомнения и душевные муки в
Теперь герой осознал и понял все произошедшие
тогда события:
Теперь года
Я в возрасте ином.
метафоры.
Это и развернутая метафора Россия - корабль
и "я в сплошном дыму, в развороченном бурей быте"
" рок событий"," гущу бурь и вьюг её направил",
" в ударе нежных чувств","я избежал паденья с кручи".
Много в стихотворении и ярких эпитетов:
шальная жизнь, прямая гуща, дикий шум, пьяный угар,
праздничное вино, грустная усталость, яростный попутчик,
светлый труд.
Очень яркое сравнение
"Я был, как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком".
В стихотворении много обращений, восклицательных
предложений, подчеркивающих эмоциональность произведения.
Любимая! Меня вы не любили.
Любимая! Я мучил вас...
Каков я был,
И что со мною сталось!