В основу данной повести положена национальная - освободительная борьба украинского народа . золотоордынские , крымские татары , панская польша пытались захватить власть над украиной. запорожская сечь приняла всех сильных и смелых духом . всех тех, кто не желал мириться с панской неволей. запорожское казачество представляет собой мужественный характер народа , закалившийся в суровых условиях освободительной борьбы.сам тарас бульба не конкретное историческое лицо , в нём выражены черты многих героев запорожской сечи , видевших свой долг в служении отечеству и православной вере . православная вера - основа самого существования сечи. духовное родство превосходит у казаков не только любовь к женщине , но и побеждает саму смерть , утешая в предсмертные минуты . автор любит сечь , любуется ею , той , которая стала для тараса воплощением родины и свободы , а для автора мчтой о свободной , вольной жизни , основанной на равноправии и братстве. образ запорожской сечи слит с образом степи словно родина мать принимает она казаков в свои объятья , насыщает их жизненной силой и энергий . герои гоголя сильны ведь каждый из них чувствует плеччо другого они объеденины общей идеей
Произведение демократической литературы XVII в., представляющее собой русскую сатирическую переработку сказочного сюжета о мудрых решениях Повесть о Шемякином суде. Рукопись XVIII в. праведного судьи, широко распространенного как в фольклорных записях, так и в литературных переработках. В первой части П. рассказывается о том, как главный герой совершает три преступления (отрывает хвост у лошади, принадлежавшей его богатому брату; упав с полатей, зашибает насмерть сына попа; бросившись с моста, убивает старика, которого сын вез в баню). Во второй части описано, как бедняк показывает неправедному судье Шемяке завернутый в платок камень, который судья принимает за посул — мешок с деньгами, за что и приговаривает богатому брату отдать лошадь бедняку, пока у нее не отрастет новый хвост, попу наказывает отдать попадью до тех пор, пока бедняк не “добудет ребенка”, а сыну убитого старика предлагает также броситься с моста на убийцу. Истцы предпочитают откупиться, чтобы не исполнять решений судьи. Шемяка же, узнав, что бедняк показывал ему камень, возблагодарил Бога: “яко бы я не по нем судил, а он бы меня ушиб
В первой части П. рассказывается о том, как главный герой совершает три преступления (отрывает хвост у лошади, принадлежавшей его богатому брату; упав с полатей, зашибает насмерть сына попа; бросившись с моста, убивает старика, которого сын вез в баню). Во второй части описано, как бедняк показывает неправедному судье Шемяке завернутый в платок камень, который судья принимает за посул — мешок с деньгами, за что и приговаривает богатому брату отдать лошадь бедняку, пока у нее не отрастет новый хвост, попу наказывает отдать попадью до тех пор, пока бедняк не “добудет ребенка”, а сыну убитого старика предлагает также броситься с моста на убийцу. Истцы предпочитают откупиться, чтобы не исполнять решений судьи. Шемяка же, узнав, что бедняк показывал ему камень, возблагодарил Бога: “яко бы я не по нем судил, а он бы меня ушиб