СОР 1 по литературе за раздел « Притчи и легенды в литературе» за 1 четверть
ФИ учащегося класс_7Б_ дата__12.10.20г
Цель обучения 7АИ 2. Определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о поступках героев
7АИ 5. Характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста
Задание 1. Сопоставьте историю блудного сына и историю Дуни Выриной
и заполните таблицу. На основе таблицы и текста составьте характеристику главных героев.
Притча о блудном сыне «Станционный смотритель»
Задание 2. Определите тему и идею произведения А. С. Пушкина «Станционный смотритель».
Задание 3. ответь на вопросы:
— Повесть называется не “Самсон Вырин”, не “Девушка и гусар” или как-то еще, а “Станционный смотритель”. Как вы думаете, почему автор выбрал это название?
— Почему рассказчик через несколько лет решил заехать на станцию к Самсону Вырину, хотя это было не по пути?
— Какие чувства побудили его к этому? Как это характеризует рассказчика?
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Определяет тему и идею текс 2
Выражает свое мнение 4
Характеризует героев 6
Максимальный : 12 Полученный :
ответ:
этот рассказ о жизни людей, об их отношении к работе, о взаимоотношениях между людьми, которые, кроме этого, являются сотрудниками.
интересен машинист своим отношением к к вверенному ему механизму, интересен и его , и не только отношением к работе, но и своим вниманием к людям и происходящему, пониманием ситуации, сочувствием и не просто сочувствием, а действенным сочувствием к беде наставника.
вот вроде бы и простенькая ситуация: машинист заболел, но его думает над этой бедой чужого ему человека и находит выход, хотя он не врач, хотя он молодой человек. а эта близка нам, потому что герои этого рассказа - да это мы же, хотя не с нами случилась беда, не мы страдаем, но к работе всё равно относимся так же, как машинист; мы так же, как его , будем переживать, ломать голову с тем, чтобы . яснение:
ответ: рассказ и. с. шмелева «как я стал писателем» носит автобиографический характер. это рассказ-воспоминание, попытка творчески осмыслить призвание писателя, проявляющееся с самого детства.
первый период своей жизни автор называет «дописьменным» : он еще не писал на бумаге, но отличался способностями речи, был, как он говорит, писателем «без печати» . он говорил с игрушками, с вещами, которые казались ему живыми и «рассказывали сказки» . в гимназии его прозвали «римский оратор» и часто делали замечания в дневнике: «оставлен на полчаса за постоянные разговоры на уроках» . увлекшись романами жюля верна, автор пишет «поэму» о путешествии на луну на воздушном шаре гимназических учителей. «поэма» имела успех у учащихся, но после того как она попала в руки инспектору, «гонораром» автора было наказание. иронически автор описывает, как в этом «письменном» периоде он писал сочинения, приплетая к теме что попало. оправдываясь, что это у него «лирическое отступление» , как у гоголя, он добился того, что возмущенный преподаватель оставил его на второй год.
таким образом, право на собственные размышления пришлось зарабатывать через множество испытаний. и лишь один любимый словесник поощрял творчество гимназиста. писать на поэтические темы «было одно блаженство» , и наградой за творчество были как оценки, так и похвалы учителя. этот человек сыграл большую роль в становлении шмелева как писателя, «и до сего дня – он в сердце» .
третий период творчества был «печатный» . написав большой рассказ, юноша робко отнес его в редакцию журнала. кабинет редактора казался ему «святилищем» . ответа на рассказ надо было ждать «два месяца» , потом еще «два месяца» … юноша уже не верил в успех, позабыл о рассказе – и вдруг письмо из журнала, похвала редактора, книжка с его рассказом и неслыханный для бедного студента гонорар. и новые обязательства, и слова редактора смутили героя: «искусство – это благоговение, молитва» . сознание собственного несовершенства, несоответствия этим высоким словам его писательского труда ошеломили молодого писателя. он почувствовал себя другим и понял, что для этого должен многое сделать, читать, думать.
юноша осознал свое назначение и почувствовал высокую ответственность писателя за свое творчество. умение писать пришло к нему нелегким путем, но читатель верит, что этот человек добьется творческих успехов.
объяснение: