в повести “первый учитель” ч. айтматов ставит перед собой большую: создать могучий реалистический образ коммуниста-ленинца, показать плоды его подвига, идейную и нравственную связь между ним и новым поколением. грустно признавать, что порой мы просто привыкаем к людям, которые причастны к великим событиям, к незабываемым прошлого нашей страны. ч. айтматов создал живую легенду об одном из таких людей — о первом учителе из аула куркуреу дюйшене таштанбекове. этот образ реален. поймет ли современный образованный человек титанический труд и беспримерное мужество этого человека, подвиг, совершенный им, сможет ли он хотя бы приблизительно представить себе условия и обстоятельства, в которых пришлось работать дюйшену. эта повесть укладывается всего в двух печатных листах, а какой накал страстей, какие социальные и психологические проблемы и сложный авторский замысел. куркуреу — аул небольшой. после революции большинство населения киргизии жило именно в таких маленьких, глухих аулах. для них советская власть еще не означала освобождения от вековых традиций, тьмы и отсталости. возможно, дехкане куркуреу совсем бы выгнали дюйшена, не будь у него официальной бумаги. ибо, в сущности, кто для них такой дюйшен? сын бедняка. но бумага с печатью останавливает людей. “в ней вся сила”,— говорят аульчане. дюйшен страстно берется за дело. чистит и ремонтирует под школу заброшенную байскую конюшню, детям, кого на руках, кого на спине переносит в школу через обжигающий ноги ледяной ручей, мужественно защищает свою лучшую ученицу алтынай. как трудно было им заложить знаний, на котором вырастут будущие ученые, инженеры, летчики, учителя — строители культуры, нашего будущего.
В стихотворении лирический герой возвращается на свою родину, в край, где он не был много лет. Все ему здесь близко и знакомо: купол церковной обители, «речка туманная», деревянная школа, крестьянские избы. Он обращается к родине, извлекая из глубин памяти, раскрывая свою сыновнюю любовь. Родина героя Рубцова — «тихая», неторопливая, кроткая, смиренная. Характерные детали пейзажа: «ивы, река, соловьи». Каждая из них символична. Так, плакучие ивы передают печаль русских полей; река — это дорога жизни лирического героя и каждого человека вообще, быстро текущее вперед время; пение соловья воплощает собой красоту души русского человека, тонкое восприятие его, интуитивное понимание им искусства, глубокое поклонение музыке. Параллельно в стихотворении продолжает развиваться тема сыновней любви. Герой здесь обращается не только к родине, но и к матери, которая здесь похоронена. И первый порыв его — поклониться могиле матери, сходить на погост. Если в деревне своим чередом идет жизнь («тихо проехал обоз», «сено гребут в сеновал», «новый забор перед школою»), то кладбище — «на том берегу». Вечное противопоставлено у Рубцова суетному, преходящему. Лирический герой проходит по родным местам, словно пытаясь впитать эти знакомые и близкие ему картины, понимая, что они навсегда останутся в его душе. В финале стихотворения он признается в своей любви к родине: «С каждой избою и тучею, С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую, Самую смертную связь» Надеюсь
Надеюсь