Из поколения в поколение жизнь племени уламров организована вокруг огня — они хранят и поддерживают его, но не умеют добывать. во время схватки с врагами огонь уничтожен, и вождь племени фаум обещает свою дочь гаммлу тому, кто вернёт огонь племени. это вызывается сделать воин нао, сын леопарда, выбирающий себе в спутники двух других молодых воинов — нама и гава. ему противостоит другой член племени — зверообразный аго, сын тура со своими двумя братьями, — который также стремится завладеть гаммлой. нао с товарищами начинает поиски огня во враждебном к людям мире. они избегают многих опасностей, исходящих как от диких зверей, так и от чужих племён. им предстоит принять сражение с волосатыми кзамами, а впоследствии — с рыжими карликами. наконец, у дружественного племени ва они узнают, как высекать огонь с камней. вернувшись к племени и победив в сражении аго и его братьев, герои возвращают огонь уламрам.
1) и. бунин «кавказ» ключевой теме творчества и. а. бунина любви — посвящен рассказ «кавказ». в нм повествуется о запретной любви молодого человека и замужней женщины. влюблнные решили тайно уехать на несколько недель из столицы к тплому морю. в этом небольшом произведении почти нет реплик, чувства героев через пейзажные зарисовки. контрастны описания промозглой осенней москвы и экзотических картин кавказа. в москве шли холодные дожди, было грязно, сумрачно, улицы мокро и черно блестели раскрытыми зонтами прохожих . и был темный, отвратительный вечер, когда я ехал на вокзал, все внутри у меня замирало от тревоги и холода . в этом отрывке внутреннее состояние героя (волнение, страх и, может быть, угрызение совести от нечестного поступка) сливается с московским ненастьем. кавказ же встретил беглецов богатством красок и звуков. природа не может чувствовать, она безмолвно прекрасна. человек же вдыхает в не сво настроение. достаточно сравнить кавказ в воспоминаниях рассказчика, когда он был одинок (осенние вечера среди черных кипарисов, у холодных серых волн…) , и прекрасный, фантастический кавказ сегодня, когда рядом любимая женщина (в лесах лазурно светился, расходился и таял душистый туман, за дальними лесистыми вершинами сияла предвечная белизна снежных гор ; ночи были теплы и непроглядны, в черной тьме плыли, мерцали, светили топазовым светом огненные мухи, стеклянными колокольчиками звенели древесные лягушки) . такой удивительно поэтичной, сказочной делают природу страстные чувства героев. 2) а. чехов «о любви» для описания природы чехов пользуется простыми и привычными приметами, часто ограничиваясь лишь одной-двумя фразами. так, например, в рассказе о любви пейзаж вводится только в начале новеллы: теперь в окна было видно серое небо и деревья, мокрые от дождя… , и в самом конце: …дождь перестал, и выглянуло солнце . но, несмотря на скупость изобразительных средств, каждое событие оказывается ассоциативно связано с конкретными временами года, суток и погодой, потому что природа всегда так или иначе соотносится с настроением чеховских героев. короткий штрих в описании состояния природы может изменить на противоположное впечатление от произведения, придать отдельным фактам дополнительное значение, по-новому расставить акценты. так, выглянувшее в конце упоминавшегося уже рассказа о любви солнце заставляет нас обрести надежду на преодоление людьми своей несвободы. без этой детали произведение оставляло бы ощущение безысходности, 3) а. «куст сирени» пейзаж играет важную роль в художественном произведении. он неотъемлемый элемент художественных произведений. природа рисуется в тесной связи с внутренней и внешней жизнью человека. картины природы в произведениях, как правило, отличаются точностью и реализмом. изображение природы в художественном тексте не является случайным, оно взаимодействует с другими изображения предметного мира, с изображением персонажей, их внутреннего состояния и тесно связано с художественным смыслом текста, с его семантико-стилистической структурой в целом. в рассказах и. а. , которые были проанализированы, пейзажные описания раскрывают как семантическую доминанту всего текста, так и доминирующие смыслы его отдельных частей. являясь компонентом художественного текста, пейзаж играет важную роль в рассказах автора. пейзаж взаимодействует с другими компонентами, которые также представляют в тексте семантическую доминанту (рассуждения автора, портрет и психологическая характеристика героя, речевые характеристики и т. п.) , вступает с ними в системные отношения, которые обеспечивают единство текста.