Принципы «чистого искусства» были сформулированы А. Дружининым. В 40-50-х годах ярко заявляет о себе поэтическое творчество А.А. Фета, Ф.И. Тютчева как своеобразная реакция на демократические ориентации, которые шли от Некрасова и Белинского. Оба поэта - Фет и Тютчев - были вне укреплявшегося направления в литературе, закладывали ее новую родословную. Их начинания были подхвачены А.Н, Майковым, Я. П Полонским, А.К. Толстым. Всю эту группу поэтов и принято называть «чистым искусством». Сами поэты этой группы ничего оскорбительного для себя в такой аттестации не видели и охотно с ней соглашались, искренне полагая, что поэзия выше скоропреходящих интересов, должна говорить о вечном свободно, без принуждения. Никакой теории над собой они не признавали.
Что такое война? Над этим заставляет задуматься автор стихотворения. Его лирический герой представлял войну через призму книжек, смотрел сквозь розовые очки, но, столкнувшись с реальностью, понял, что война - не фейерверк, а трудная работа. Поэт подчеркивает это с помощью художественных средств : эпитетов (трудная), гипербол (до костей мозга промерзших ног), сравнений (пуговицы вроде чешуи орденов). Автор подводит нас к мысли о том, что на войне думаешь не о награде, а о Родине. Не случайно поэт проводит параллель с историей (Бородино), подчеркивая неразрывную связь поколений, защищавших родную землю.