В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они - не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеб засевали. Разнеслась вдруг в том царстве-государстве весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, города-села огнем спалить.
Затужили старик со старухой, загоревали. А сыновья утешают их: - Не горюйте, батюшка и матушка, пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть. А чтобы вам одним не тосковать, пусть с вами Иванушка остается: он еще очень молод, чтоб на бой идти. - Нет, - говорит Иван, - не к лицу мне дома оставаться да вас дожидаться, пойду и я с чудом-юдом биться! Не стали старик со старухой Иванушку удерживать да отговаривать, и снарядили они всех троих сыновей в путь-дорогу. Взяли братья мечи булатные, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и поехали.
Ехали они, ехали и приехали в какую-то деревню. Смотрят - кругом ни одной живой души нет, все повыжжено, поломано, стоит одна маленькая избушка, еле держится. Вошли братья в избушку. Лежит на печке старуха да охает. - Здравствуй, бабушка, - говорят братья. - Здравствуйте, добрые молодцы! Куда путь держите? - Едем мы, бабушка, на реку Смородину, на калинов мост. Хотим с чудом-юдом сразиться, на свою землю не допустить. - Ох, молодцы, за дело взялись! Ведь он, злодей, всех разорил, разграбил, лютой смерти предал. Ближние царства - хоть шаром покати. И сюда заезжать стал. В этой стороне только я одна и осталась: видно, я чуду-юду и на еду не гожусь.
Переночевали братья у старухи, поутру рано встали и отправились снова в путь-дорогу. Подъезжают к самой реке Смородине, к калинову мосту. По всему берегу лежат кости человеческие.
Тургенев - художник, чья известность давно перешла во всемирную славу, а мастерство давно признано многими писателями в России и за рубежом. Его репутация «человековеда» и «сердцеведа» общепризнана и подтверждается тургеневедами разных поколений. Его интересовал прежде всего «строй души человеческой личности, соотношение характера с воздействиями окружающего мира» (1). Своего пристрастия к «внутреннему человеку», к тайнам души автор «Дворянского гнезда не скрывал: «Я преимущественно реалист и более всего интересуюсь живою правдой людской физиономии» (П., XI, 31).В современном литературоведении и в тургеневедении в частности проблемы художественного характера разрабатывались давно и достаточно плодотворно (2). Но детальное исследование характерологии тургеневских героев по существу начинается в последние десятилетия XX века. Хотя целый ряд известных ученых так или иначе касались этого вопроса, ограничимся лишь перечислением основных положений научных изысканий, которые послужили теоретико-методологической основой диссертационного исследования.Мысль, высказанная М.Б.Храпченко, увидевшего в Тургеневе художника «социального и психологического динамизма», получила развитие в работах Г.Б.Курляндской и О.Н.Осмоловского (3). Их привлек внутренний динамизм характеров к эволюционированию. С.Е.Шаталов и Г.А.Бялый обратили внимание на использование «тайного» психологизма как средства раскрытия характера и принципов тургеневской типизации (4). В.М.Маркович, автор известной монографии «Человек в романах И.С.Тургенева» предложил типологию тургеневских героев, на основе которой выстраивается иерархия характерологических типов с их последующими социально психологическими характеристиками. Интересны и содержательны работы В.М.Головко особенно его толкование концепции личности (5).Кроме того имеется ряд кандидатских диссертаций, выполненных аспирантами и соискателями китайского происхождения. Можно назвать работы Чжан Цзяньжун «Проблематика и поэтика повести «Фауст» Тургенева». М., 1991; Ван Лие «Своеобразие психологизма в повестях ИСТургенева о первой любви: «Ася», «Первая любовь» и «Вешние воды». М., 1996; Ли Хи Су «Типология женских характеров в романах и повестях И.С.Тургенева». М., 1999. Необходимо назвать еще диссертацию И.П. Шайкиной «Эмоциональное и рациональное в характерологии И.С.Тургенева», защищенную в Волгограде, правда на материале романов «Дым» и «Новь».Большой интерес вызывал и до сих пор вызывает типология женских образов. Женщины Тургенева - тема в литературоведении не новая. Уже Д.И.Писарев отмечал разнообразие женских характеров в произведениях писателя. И это связано с одной особенностью творчества Тургенева: сам автор «Рудина» был убежден, что «всякий писатель старается прежде всего верно и живо воспроизводить впечатления, вынесенные им из собственной и чужой жизни» (С: IX, 395). Писатель верит, что исходная точка в творчестве не идея, а живое лицо. И эти принципы и лежат в основе создания женских образов. Главная же задача - раскрыть нравственную силу и духовную красоту, источником которых является слияние истины, добра и красоты, а также жертвенного подвига любви. Истинно «тургеневские женщины» умеют любить...
Разнеслась вдруг в том царстве-государстве весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, города-села огнем спалить.
Затужили старик со старухой, загоревали. А сыновья утешают их:
- Не горюйте, батюшка и матушка, пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть. А чтобы вам одним не тосковать, пусть с вами Иванушка остается:
он еще очень молод, чтоб на бой идти.
- Нет, - говорит Иван, - не к лицу мне дома оставаться да вас дожидаться, пойду и я с чудом-юдом биться!
Не стали старик со старухой Иванушку удерживать да отговаривать, и снарядили они всех троих сыновей в путь-дорогу. Взяли братья мечи булатные, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и поехали.
Ехали они, ехали и приехали в какую-то деревню. Смотрят - кругом ни одной живой души нет, все повыжжено, поломано, стоит одна маленькая избушка, еле держится. Вошли братья в избушку. Лежит на печке старуха да охает.
- Здравствуй, бабушка, - говорят братья.
- Здравствуйте, добрые молодцы! Куда путь держите?
- Едем мы, бабушка, на реку Смородину, на калинов мост. Хотим с чудом-юдом сразиться, на свою землю не допустить.
- Ох, молодцы, за дело взялись! Ведь он, злодей, всех разорил, разграбил, лютой смерти предал. Ближние царства - хоть шаром покати. И сюда заезжать стал. В этой стороне только я одна и осталась: видно, я чуду-юду и на еду не гожусь.
Переночевали братья у старухи, поутру рано встали и отправились снова в путь-дорогу.
Подъезжают к самой реке Смородине, к калинову мосту. По всему берегу лежат кости человеческие.