Среди множества произведений достоевского (“бесы”, “братья карамазовы”, “бедные люди”, “подросток”, “идиот” и другие) одним из первых является “преступление и наказание”. в этом произведении раскрывается творческий мир автора как особая реальность, как живой духовный организм, где имеет значение буквально все, то есть любая мелочь, незначительные подробности. истоки романа уходят в прошлое достоевского, когда он был на каторге. 9 октября 1859 года достоевский пишет своему брату, что он решает писать книгу, что в эту книгу он вкладывает все “сердце с кровью” и что эта книга — его исповедание. он знал, что “преступление и наказание” окончательно утвердит его имя. с необыкновенной силой удалось достоевскому обнаружить в романе опасность для человека, который стремится быть особенным. огромная трагическая мощь романа, всестороннее разоблачение буржуазной идеи “сверхчеловека”, глубокое воспроизведение социальных условий жизни столичной бедноты, подлинный демократизм и гуманизм писателя, его сочувствие униженным и оскорбленным сделали “преступление и наказание” одной из вершин реалистических романов xix века. но вопросы, которые волновали и мучили родиона раскольникова, — это одновременно и вечные, и старые, как мир, и новые, как завтрашний день, вопросы человека о мире, о счастье и смысле жизни. роман “преступление и наказание” был задуман вначале в форме исповеди раскольникова, но на каторге достоевский сталкивается с сильными личностями, которые повлияли на его дальнейшие рассуждения. в 1859 году роман не был начат, вынашивание замысла продолжалось еще шесть лет. за это время достоевский написал “униженные и оскорбленные”, “записки из мертвого дома”, “записки из подполья”. основные темы этих произведений — тема бедных людей, тема бунта и героя-индивидуалиста, которые синтезировались затем в романе “преступление и наказание”.