"Да, мочи нет. Мильон терзаний / Груди от дружеских тисков/ Ногам от шарканья, ушам от восклицаний,/А пуще голове от всяких пустяков", - говорит Фамусову Чацкий в начале бала. "Мильон терзаний", - называется и статья И. Гончарова, посвященная комедии (сам он ее назвал "критический этюд").
Чем же так терзается молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий, герой комедии Александра Сергеевича Грибоедова "Горе от ума"? Читатель или зритель комедии четко прослеживает две сюжетные линии, и каждая из них готовит главному герою немало "терзаний".
К примеру, вот линия любовная. Александр Андреевич Чацкий и Софья Фамусрова – друзья детства. Чацкий после смерти отца рос в доме Фамусовых. Еще тогда герой полюбил Софью, а она отвечала ему взаимностью. А потом Чацкий уехал на три года. Возвратившись в Москву, Чацкий сразу же, не заезжая к себе, приезжает в дом к своей любимой - и встречает неожиданно холодный прием. Чацкий опоздал: Софья уже влюблена, причем в "жалчайшее создание" - Молчалина, секретаря Фамусова. Чацкий долго не может поверить в это, и когда наконец понимает, что так оно и есть, получает еще один жестокий удар в спину от любимой: узнает, что именно она запустила сплетню о его сумасшествии. Чацкому ничего не остается, как покинуть Москву его здесь уже ничто не держит.
А вот другая линия, не менее важная - непримиримые противоречия во взглядах между Чацким, прогрессивно мыслящим образованным дворянином, и его окружением. Фамусовскому обществу Чацкий чужд, поэтому все так легко поверили сплетне. Этим людям легче объявить умного человека сумасшедшим, чем прислушаться к его словам. Итог ясен - горячий, страстный монролог и: "Карету мне, карету!"
Как писал И. А. Гончаров в своей знаменитой статье: "Чацкий сломлен количеством старой силы. Нанес ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы своей. Чацкий — победитель, передовой воин, застрельщик и — всегда жертва".
Мильон терзаний Чацкого
"Да, мочи нет. Мильон терзаний / Груди от дружеских тисков/ Ногам от шарканья, ушам от восклицаний,/А пуще голове от всяких пустяков", - говорит Фамусову Чацкий в начале бала. "Мильон терзаний", - называется и статья И. Гончарова, посвященная комедии (сам он ее назвал "критический этюд").
Чем же так терзается молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий, герой комедии Александра Сергеевича Грибоедова "Горе от ума"? Читатель или зритель комедии четко прослеживает две сюжетные линии, и каждая из них готовит главному герою немало "терзаний".
К примеру, вот линия любовная. Александр Андреевич Чацкий и Софья Фамусрова – друзья детства. Чацкий после смерти отца рос в доме Фамусовых. Еще тогда герой полюбил Софью, а она отвечала ему взаимностью. А потом Чацкий уехал на три года. Возвратившись в Москву, Чацкий сразу же, не заезжая к себе, приезжает в дом к своей любимой - и встречает неожиданно холодный прием. Чацкий опоздал: Софья уже влюблена, причем в "жалчайшее создание" - Молчалина, секретаря Фамусова. Чацкий долго не может поверить в это, и когда наконец понимает, что так оно и есть, получает еще один жестокий удар в спину от любимой: узнает, что именно она запустила сплетню о его сумасшествии. Чацкому ничего не остается, как покинуть Москву его здесь уже ничто не держит.
А вот другая линия, не менее важная - непримиримые противоречия во взглядах между Чацким, прогрессивно мыслящим образованным дворянином, и его окружением. Фамусовскому обществу Чацкий чужд, поэтому все так легко поверили сплетне. Этим людям легче объявить умного человека сумасшедшим, чем прислушаться к его словам. Итог ясен - горячий, страстный монролог и: "Карету мне, карету!"
Как писал И. А. Гончаров в своей знаменитой статье: "Чацкий сломлен количеством старой силы. Нанес ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы своей. Чацкий — победитель, передовой воин, застрельщик и — всегда жертва".