Повість розповідає читачеві про боротьбу українського народу з польською шляхтою. Широке, епічне зображення цієї боротьби визначило патріотичний пафос повісті.
Головний герой повісті Тарас Бульба не умовно-богатирський образ — він наділений конкретними історичними рисами. Гоголь правдиво малює образ козака тієї суворої епохи. Лише в рідкісні проміжки затишшя Тарас повертається до мирного сімейного життя; решту часу він — воїн, віддає себе служінню вітчизні.
Тарасу не властиві коливання, він завжди знає свою мету; свій борг він бачить в бездоганному служінні батьківщині, звідси витоки його безстрашності і мужності.
«Груба прямота вдачі» Тараса Бульби протиставлена зніженості польської шляхти і тим представникам козацтва, які переймали її звички. Вірність батьківщині, кохання до неї для Тараса вище кровного споріднення і особистої прихильності. Тим страшніше трагедія, яка торкнулася його родини.
Було у полковника Бульби два сини, старший — Остап і молодший — Андрій. Остапа Гоголь поряд з іншими козаками наділяє богатирськими рисами. В Остапі ми бачимо продовжувача батьківської справи, Тарас ним пишається. Для Остапа, як і для інших козаків, немає нічого дорожче вітчизни, і для неї він готовий разом з усіма перенести найстрашніші муки і смерть. У сцені страти Остап, що піддається нелюдським тортурам, не втрачає мужності, знаючи, що його загибель не марна. А ось Андрій — людина більш тонка, він вміє цінувати красу в навколишньому житті.
Закохався козак в молоду польську панночку і перейшов на сторону ворогів, зрадивши і батьківщину, і батька, і товаришів своїх. Бульба сам стратив свого сина, який зрадив батьківщині і народу. Андрій ставши на шлях зради, «пропав для всього козацького лицарства», не став молодий козак захисником рідної землі, а разом з ворогами став вбивати своїх колишніх друзів і товаришів.
Образи двох братів — це два можливих людських життєвих шляхи. Це або безсмертя в ім’я народного щастя, або безславна смерть зрадника, ім’я якого нащадками якщо й буде згадуватися, то з ненавистю і ганьбою
писанные в этом рассказе обстоятельства требуют предварительного разъяснения. 23 апреля 1849 года возглавляемый мелким чиновником Министерства иностранных дел М. В. Петрашевским кружок по изучению социалистических идей был распущен, будучи признан сборищем подрывных элементов, а тридцать четыре его члена подверглись аресту и были заключены в Петропавловскую крепость на окраине тогдашнего Петербурга. Достоевский был на заметке у полиции, она считала, что он является «одним из важнейших» членов этого кружка, тайно выступающего против крепостного права и за свободу печати. Естественно, что он тоже подвергся аресту.
Приговора пришлось дожидаться восемь месяцев. В первое время Достоевский, сидевший в одиночной камере, мучился от геморроя и нервного расстройства. В письмах старшему брату Михаилу, написанных из тюремной камеры летом, Достоевский жаловался на почти полное отсутствие аппетита, плохой сон, кошмары, что «по временам стало захватывать горло», ему казалось, что «под мной колышется пол», из чего он делал вывод, что «нервы мои расстроиваются».
Но с какого-то момента его психологическое состояние, похоже, улучшилось. Он попросил бумагу с пером и приступил к написанию «Маленького героя». Этот одиннадцатилетний «маленький герой» страстно влюблен в прекрасную замужнюю женщину. Она кажется вполне добропорядочной, но выясняется, что на самом деле у нее есть тайный любовник. Сквозь щель в заборе подросток наблюдает за хитросплетениями взрослой жизни, он испытывает отчаяние и удивление, взрослеет.
Вот такой нехитрый сюжет. Этот непосредственный рассказ не является характерным для Достоевского, который до этого описывал жизнь петербургских низов, изломанные и болезненные, горячечные эмоции. За этим рассказом о влюбленном мальчике, действие которого разворачивается на фоне тихого подмосковного сада, трудно угадать страдающего и нервного Достоевского, заключенного в тюрьму.
Действующие лица повествования — сам мальчик, от имени которого ведется рассказ, жена аристократа, которая возбуждает в нем смутные любовные мечтания, ее любовник. Но лучшим выразителем философии Достоевского является М. — муж аристократки.
«Называли его умным человеком. Так в иных кружках называют одну особую породу растолстевшего на чужой счет человечества». В нем ясно виден типаж помещика или издателя, который скупает за бесценок рукописи безвестных писателей и который наслаждается сытой жизнью.
В конце рассказа помещена сцена, повествующая о странном духовном опыте мальчика, сцена, которую можно назвать «парной» по отношению к «видению на Неве» из «Слабого сердца». Мальчик стоит на высоком берегу Москвы-реки и смотрит на простирающиеся перед его взором холмы, деревни, леса. И вот эта бескрайняя панорама, раскинувшаяся под «раскаленным небом», приближается к герою, воздействует на него каким-то гипнотическим образом.
Можно сказать, что мальчик испытывает пьянящую радость от чувства слиянности с прекрасной природой. Эти ощущения — точно такие же, как по форме, так и по содержанию — которые испытывает Аркадий из «Слабого сердца», когда он смотрит с берега Невы на небо и простирающийся на другом берегу город: он дрожит, его сердце разрывается от мощного тока горячей крови, он испытывает такие чувства, которых он не испытывал доселе. Но результат оказывается совсем другим. Если Аркадий становится скучен и угрюм и теряет «всю свою веселость», то «маленького героя» переполняет чувство радости от единения с природой.
Перемена в характере Аркадия явилась отражением нового опыта самого Достоевского. Про изменения, произошедшие с «маленьким героем», можно сказать то же самое. Современная психиатрия считает, что при коматозном состоянии человек временами видит яркий свет. Достоевский, который с детства испытывал «временную смерть», он, находясь в одиночной камере Петропавловской крепости, вероятно, не раз чувствовал приближение смерти. И не было бы странным, если бы Достоевский, находясь в заключении, видел бы такой свет, который видел его «маленький герой».
Пребывание в одиночной камере длилось восемь месяцев. 22 декабря 1849 года двадцать один человек из числа членов кружка Петрашевского, включая и самого Достоевского, был неожиданно препровожден на место казни, где их ждал строй солдат с ружьями. Все эти заключенные были приговорены к расстрелу. На самом деле Николай I распорядился предать их гражданской смерти и отдать в солдаты, но указ о помиловании объявлен петрашевцам не был. Они стояли на месте казни и были уверены, что умрут через несколько минут. На пороге смерти Достоевский был на удивление спокоен.
В глубине существа Достоевского присутствовали два противоборствующих и сменяющих друг друга начала: отчаяние перед темной и холодной смертью, разделяющей с источником жизни или «природой», и радостное ощущение, ведущее к слиянности с теплой и светлой «природой». Это противоборство и находит свое выражение в Аркадии из «Слабого сердца» и мальчике из «Маленького героя».
Повість розповідає читачеві про боротьбу українського народу з польською шляхтою. Широке, епічне зображення цієї боротьби визначило патріотичний пафос повісті.
Головний герой повісті Тарас Бульба не умовно-богатирський образ — він наділений конкретними історичними рисами. Гоголь правдиво малює образ козака тієї суворої епохи. Лише в рідкісні проміжки затишшя Тарас повертається до мирного сімейного життя; решту часу він — воїн, віддає себе служінню вітчизні.
Тарасу не властиві коливання, він завжди знає свою мету; свій борг він бачить в бездоганному служінні батьківщині, звідси витоки його безстрашності і мужності.
«Груба прямота вдачі» Тараса Бульби протиставлена зніженості польської шляхти і тим представникам козацтва, які переймали її звички. Вірність батьківщині, кохання до неї для Тараса вище кровного споріднення і особистої прихильності. Тим страшніше трагедія, яка торкнулася його родини.
Було у полковника Бульби два сини, старший — Остап і молодший — Андрій. Остапа Гоголь поряд з іншими козаками наділяє богатирськими рисами. В Остапі ми бачимо продовжувача батьківської справи, Тарас ним пишається. Для Остапа, як і для інших козаків, немає нічого дорожче вітчизни, і для неї він готовий разом з усіма перенести найстрашніші муки і смерть. У сцені страти Остап, що піддається нелюдським тортурам, не втрачає мужності, знаючи, що його загибель не марна. А ось Андрій — людина більш тонка, він вміє цінувати красу в навколишньому житті.
Закохався козак в молоду польську панночку і перейшов на сторону ворогів, зрадивши і батьківщину, і батька, і товаришів своїх. Бульба сам стратив свого сина, який зрадив батьківщині і народу. Андрій ставши на шлях зради, «пропав для всього козацького лицарства», не став молодий козак захисником рідної землі, а разом з ворогами став вбивати своїх колишніх друзів і товаришів.
Образи двох братів — це два можливих людських життєвих шляхи. Це або безсмертя в ім’я народного щастя, або безславна смерть зрадника, ім’я якого нащадками якщо й буде згадуватися, то з ненавистю і ганьбою
писанные в этом рассказе обстоятельства требуют предварительного разъяснения. 23 апреля 1849 года возглавляемый мелким чиновником Министерства иностранных дел М. В. Петрашевским кружок по изучению социалистических идей был распущен, будучи признан сборищем подрывных элементов, а тридцать четыре его члена подверглись аресту и были заключены в Петропавловскую крепость на окраине тогдашнего Петербурга. Достоевский был на заметке у полиции, она считала, что он является «одним из важнейших» членов этого кружка, тайно выступающего против крепостного права и за свободу печати. Естественно, что он тоже подвергся аресту.
Приговора пришлось дожидаться восемь месяцев. В первое время Достоевский, сидевший в одиночной камере, мучился от геморроя и нервного расстройства. В письмах старшему брату Михаилу, написанных из тюремной камеры летом, Достоевский жаловался на почти полное отсутствие аппетита, плохой сон, кошмары, что «по временам стало захватывать горло», ему казалось, что «под мной колышется пол», из чего он делал вывод, что «нервы мои расстроиваются».
Но с какого-то момента его психологическое состояние, похоже, улучшилось. Он попросил бумагу с пером и приступил к написанию «Маленького героя». Этот одиннадцатилетний «маленький герой» страстно влюблен в прекрасную замужнюю женщину. Она кажется вполне добропорядочной, но выясняется, что на самом деле у нее есть тайный любовник. Сквозь щель в заборе подросток наблюдает за хитросплетениями взрослой жизни, он испытывает отчаяние и удивление, взрослеет.
Вот такой нехитрый сюжет. Этот непосредственный рассказ не является характерным для Достоевского, который до этого описывал жизнь петербургских низов, изломанные и болезненные, горячечные эмоции. За этим рассказом о влюбленном мальчике, действие которого разворачивается на фоне тихого подмосковного сада, трудно угадать страдающего и нервного Достоевского, заключенного в тюрьму.
Действующие лица повествования — сам мальчик, от имени которого ведется рассказ, жена аристократа, которая возбуждает в нем смутные любовные мечтания, ее любовник. Но лучшим выразителем философии Достоевского является М. — муж аристократки.
«Называли его умным человеком. Так в иных кружках называют одну особую породу растолстевшего на чужой счет человечества». В нем ясно виден типаж помещика или издателя, который скупает за бесценок рукописи безвестных писателей и который наслаждается сытой жизнью.
В конце рассказа помещена сцена, повествующая о странном духовном опыте мальчика, сцена, которую можно назвать «парной» по отношению к «видению на Неве» из «Слабого сердца». Мальчик стоит на высоком берегу Москвы-реки и смотрит на простирающиеся перед его взором холмы, деревни, леса. И вот эта бескрайняя панорама, раскинувшаяся под «раскаленным небом», приближается к герою, воздействует на него каким-то гипнотическим образом.
Можно сказать, что мальчик испытывает пьянящую радость от чувства слиянности с прекрасной природой. Эти ощущения — точно такие же, как по форме, так и по содержанию — которые испытывает Аркадий из «Слабого сердца», когда он смотрит с берега Невы на небо и простирающийся на другом берегу город: он дрожит, его сердце разрывается от мощного тока горячей крови, он испытывает такие чувства, которых он не испытывал доселе. Но результат оказывается совсем другим. Если Аркадий становится скучен и угрюм и теряет «всю свою веселость», то «маленького героя» переполняет чувство радости от единения с природой.
Перемена в характере Аркадия явилась отражением нового опыта самого Достоевского. Про изменения, произошедшие с «маленьким героем», можно сказать то же самое. Современная психиатрия считает, что при коматозном состоянии человек временами видит яркий свет. Достоевский, который с детства испытывал «временную смерть», он, находясь в одиночной камере Петропавловской крепости, вероятно, не раз чувствовал приближение смерти. И не было бы странным, если бы Достоевский, находясь в заключении, видел бы такой свет, который видел его «маленький герой».
Пребывание в одиночной камере длилось восемь месяцев. 22 декабря 1849 года двадцать один человек из числа членов кружка Петрашевского, включая и самого Достоевского, был неожиданно препровожден на место казни, где их ждал строй солдат с ружьями. Все эти заключенные были приговорены к расстрелу. На самом деле Николай I распорядился предать их гражданской смерти и отдать в солдаты, но указ о помиловании объявлен петрашевцам не был. Они стояли на месте казни и были уверены, что умрут через несколько минут. На пороге смерти Достоевский был на удивление спокоен.
В глубине существа Достоевского присутствовали два противоборствующих и сменяющих друг друга начала: отчаяние перед темной и холодной смертью, разделяющей с источником жизни или «природой», и радостное ощущение, ведущее к слиянности с теплой и светлой «природой». Это противоборство и находит свое выражение в Аркадии из «Слабого сердца» и мальчике из «Маленького героя».
Объяснение: