Сочинение.
Нравственные уроки литературы ХХ века.
( по 1 – 2 произведениям)
Схема.
I. Уроки нравственности – …
II. Пример из произведения + комментарий.
И.А.Бунин «Тёмные аллеи»
М.А.Булгаков. «Собачье сердце»
М.А.Шолохов «Судьба человека»
А.И.Солженицын «Матрёнин двор»
III. Вывод.
Объём работы – не менее 250 слов.
"Сива"
Миф древних Славян
Бог Сива вместе с Живою летал над полями и разбрызгивал сурную, живую воду, чтобы был хороший урожай.
Но случилось так, что люди перестали приносить ему жертвы, и тогда весьма рассердился суровый бог Сивыч.
Не коня седлал грозным Сива -оседлал он Змея крылатого,и на лютом Смоке летел,нес в руке золотую гривну,а в другой — золоченный череп.
Пустил Сива лютого Смока на посевы. И пожег Смок посевы, а Сива напустил на скотину мор.
И взмолились люди Всевышнему: «Боже, наш Боже, за что эта кара? За что Сивый бог это нам учинил? » И услышали они с небес ответ: «Эту кару не Сива вам учинил, а лютый, суровый Сивыч! »
А богиня Дурга и девять вил, ее подруг, увидев то, что сотворил Сива, принесли ему жертвы и сказали: «Людям разум смутил Кащей! Потому оставлены храмы, потому и жертв не приносят!»
И тогда бог Сива полетел к горе Хвангуру, к замку Кащееву. И стал он бить Черного бога своим жезлом. И слетел Чернобог со Хвангура, и тогда уселся на Хвангуре сам Сива.
Сюжет мифа о рождении Ярилы Велесом и Дивою сохранился в украинских народных преданиях. Сама же песнь стала былиной о Илье Муромце (Перуне) его супруге и Алеше Поповиче (Велесе). Русское предание о превращении Велеса в ландыш восходит к венедеко-германской легенде о цветке богини Остары и в точности повторяет орфическое учение о природе ландыша, о связи его с богиней Герою. Истоком песни о Ярило и Кощее послужили былины о Микуле Селяниновиче и греческая легенда о Триптолеме и боге скифов Линхе (от «лингма» — фаллос), обращенном Деметрой в рысь. Песнь о борьбе Сивы с Черным богом , о жертвоприношении богини Дурги и девяти вил есть в болгаро-помакской «Веде славян».
Левша - талантливый, искусный мастер из Тулы, один из лучших оружейников России: "...оружейники три человека, самые искусные из них, один косой Левша..." "...недостойно искусных людей, на которых теперь почивала надежда нации." "...три искусника ни на какой спрос не отпираются..." Левша разбирается в "металлическом деле", то есть умеет работать с металлом: "Туляки, люди умные и сведущие в металлическом деле..." Левша - это прозвище героя, полученное им за то, что он все делает левой рукой - даже крестится. Настоящее имя героя неизвестно: – А зачем же он левой рукой крестится? <...> – Он – левша и все левой рукой делает. Мастер Левша - бедный крестьянин: "Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши." Оружейник Левша - малограмотный, необразованный человек, как и большинство крестьян: "Наша наука простая: по Псалтирю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем. <...> У нас это так повсеместно..." Левша живет в Туле в маленьком домике - "тесной хороминке": "...да всю крышу с маленького домика сразу и своротили... у мастеров в их тесной хороминке*..." (*от слова "хоромы") У Левши есть старенькие родители, о которых он говорит с любовью: "...У меня, – говорит, – дома родители есть." "...тятенька* мой уже старичок, а родительница – старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить..." (*тятенька - то есть отец) Левша - холостяк, то есть состоит в "холостом звании": "...я еще в холостом звании." О внешности Левши известно, что он страдает косоглазием ("косой Левша"), имеет на щеке родимое пятно, а на висках - выдранные волосы: "...один косой Левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны..." Бедный мастер Левша одевается скромно и носит стоптанную обувь: "...на ходу крючки в кафтанах застегивают..." "...за шивороток косого Левшу, так что у того все крючочки от казакина* отлетели..." "Идет в чем был: в опорочках**, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик*** старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится."