в философской лирике м.ю. лермонтова ощутима вера в потусторонний мир. поэт признает доземное и послеземное существование души (“ангел”). однако земная жизнь и жизнь вечная в творчестве лермонтова противопоставлены – это вечная антитеза земли и неба в его стихах:
чем ты несчастлив? –
скажут мне люди.
тем я несчастлив,
добрые люди, что звезды и небо – звезды и небо! – а я
(“небо и звезды)
антитеза земли и неба доведена у лермонтова до крайних
пределов, в основе ее лежит принцип дуализма, учение о противостоянии двух полярных начал – души и тела. душа человеческая небесного, божественного происхождения, тело – земной прах. этот дуалистический принцип лежит в основе традиционной религии, а также мистики и идеализма. как отмечает п.н. сакулин, лермонтов не занимался ни философией, ни мистикой. но он стремился постигнуть религиозный смысл жизни. и “принес землю на заклание небу. небом он мерит землю, ангелами – людей”. отсюда – резкая контрастность в произведениях поэта, дисгармоничность сознания его лирического героя.
земля и небо
у лермонтова противостоят друг другу как две враждебные стихии. душе, хранящей память о песне ангела (“ангел”), уже скучны земные песни. земная жизнь – “не что иное, как тетрадь с давно известными стихами” (“sentenz”). перед смертью человек убеждается, что золотая чаша жизни – пуста, что “в ней напиток был – мечта” (“чаша жизни”). человек ничтожен по сравнению с небом, он -“земной червь”. над землей же, этим гнездом “разврата, безумства и печали” царит “гигант всесильный” – смерть. и образ ее становится порой кошмаром для поэта (“ночь ii”).
вместе с тем, он страстно привязан к земле, душой его владеет “неудержимая жажда бытия”:
как землю нам больше небес не любить?
нам небесное счастье темно;
хоть счастье земное и меньше в сто раз,
но мы знаем, какое оно.
(“земля и небо”)
в другом стихотворении – “молитва” – поэт вновь говорит о своих земных привязанностях. в произведении кольцевая композиция. в первой части стихотворения герой обращается к всевышнему, мы видим своеобразное покаяние его, где он рассказывает о своих заблужденьях, волненьях, страстях. молитва о прощении здесь как будто отходит на второй план. причем рассказ о “грехах” представляет собой своеобразную смысловую градацию: “мрак земли могильный с ее страстями я люблю”, “редко в душу входит живых речей твоих струя”, “в заблужденье бродит мой ум далеко от тебя”, “лава вдохновенья клокочет на груди моей”, “дикие волненья”, “мир земной мне тесен”, и, наконец, наивысший грех – поэзия стала кумиром героя (“и часто звуком грешных песен я, боже, не тебе молюсь”). вторая часть – это просьба освободить его от “страшной жажды песно- пенья”, которая заменяет ему бога. и в финале поэт вновь обращается к небу:
от страшной жажды песнопенья пускай, творец, освобожусь,
тогда на тесный путь спасенья к тебе я снова обращусь.
но что же представляет собой иное бытие? это особый мир, где нет суетности, злобы, жестокости. душа поэта с детских лет “чудесного искала”, стремилась оторваться от земли. небо, звезды, луна – неизменные атрибуты любимого пейзажа лермонтова. во многих стихотворениях поэт изображает, как душа освобождается от своих земных качеств в загробном мире и преображается:
и смерть пришла, наступило за гробом свиданье,
но в мире новом друг друга они не узнали.
(“они любили друг друга так долго и нежно…”)
однако это преображение, утрата человеком своих индивидуальных качеств – все это пугает поэта, и поэтому зачастую он чувствует свою отдаленность и от земли, и от неба, а порой и вовсе отрицает загробный мир (“отрывок – на жизнь надеяться страшась”, “я видел тень блаженства”, “смерть”).
как замечает с.в. шувалов, м.ю. лермонтов признает и существование бога, который всезнающ, всесилен, но вместе с тем бог – грозный судья, ответственный не только за добро, но и зло, дарящее на земле. поэтому во многих произведениях поэта звучат богоборческие мотивы. он часто обижается на свою судьбу, бог не дает сбыться его юности:
зачем так горько прекословил юности моей.
(“гляжу на будущность с боязнью”)
основное чувство лирического героя этих стихотворений – душевная усталость, готовность обрести иной мир, горестное сознание пустоты своего земного существования:
земле я отдал дань земную любви, надежд, добра и зла;
начать готов я жизнь другую,
молчу и жду: пора пришла;
я в мире не оставлю брата,
и тьмой и холодом объята душа усталая моя…
в известном стихотворении “” поэт иронически бога “за горечь слез”, “за месть врагов и клевету друзей” и просит у творца скорейшего избавления – смерти:
устрой лишь так, чтобы тебя отныне недолго я еще .
ответ:
небо” и “земля” в лирике м.ю. лермонтова
в философской лирике м.ю. лермонтова ощутима вера в потусторонний мир. поэт признает доземное и послеземное существование души (“ангел”). однако земная жизнь и жизнь вечная в творчестве лермонтова противопоставлены – это вечная антитеза земли и неба в его стихах:
чем ты несчастлив? –
скажут мне люди.
тем я несчастлив,
добрые люди, что звезды и небо – звезды и небо! – а я
(“небо и звезды)
антитеза земли и неба доведена у лермонтова до крайних
пределов, в основе ее лежит принцип дуализма, учение о противостоянии двух полярных начал – души и тела. душа человеческая небесного, божественного происхождения, тело – земной прах. этот дуалистический принцип лежит в основе традиционной религии, а также мистики и идеализма. как отмечает п.н. сакулин, лермонтов не занимался ни философией, ни мистикой. но он стремился постигнуть религиозный смысл жизни. и “принес землю на заклание небу. небом он мерит землю, ангелами – людей”. отсюда – резкая контрастность в произведениях поэта, дисгармоничность сознания его лирического героя.
земля и небо
у лермонтова противостоят друг другу как две враждебные стихии. душе, хранящей память о песне ангела (“ангел”), уже скучны земные песни. земная жизнь – “не что иное, как тетрадь с давно известными стихами” (“sentenz”). перед смертью человек убеждается, что золотая чаша жизни – пуста, что “в ней напиток был – мечта” (“чаша жизни”). человек ничтожен по сравнению с небом, он -“земной червь”. над землей же, этим гнездом “разврата, безумства и печали” царит “гигант всесильный” – смерть. и образ ее становится порой кошмаром для поэта (“ночь ii”).
вместе с тем, он страстно привязан к земле, душой его владеет “неудержимая жажда бытия”:
как землю нам больше небес не любить?
нам небесное счастье темно;
хоть счастье земное и меньше в сто раз,
но мы знаем, какое оно.
(“земля и небо”)
в другом стихотворении – “молитва” – поэт вновь говорит о своих земных привязанностях. в произведении кольцевая композиция. в первой части стихотворения герой обращается к всевышнему, мы видим своеобразное покаяние его, где он рассказывает о своих заблужденьях, волненьях, страстях. молитва о прощении здесь как будто отходит на второй план. причем рассказ о “грехах” представляет собой своеобразную смысловую градацию: “мрак земли могильный с ее страстями я люблю”, “редко в душу входит живых речей твоих струя”, “в заблужденье бродит мой ум далеко от тебя”, “лава вдохновенья клокочет на груди моей”, “дикие волненья”, “мир земной мне тесен”, и, наконец, наивысший грех – поэзия стала кумиром героя (“и часто звуком грешных песен я, боже, не тебе молюсь”). вторая часть – это просьба освободить его от “страшной жажды песно- пенья”, которая заменяет ему бога. и в финале поэт вновь обращается к небу:
от страшной жажды песнопенья пускай, творец, освобожусь,
тогда на тесный путь спасенья к тебе я снова обращусь.
но что же представляет собой иное бытие? это особый мир, где нет суетности, злобы, жестокости. душа поэта с детских лет “чудесного искала”, стремилась оторваться от земли. небо, звезды, луна – неизменные атрибуты любимого пейзажа лермонтова. во многих стихотворениях поэт изображает, как душа освобождается от своих земных качеств в загробном мире и преображается:
и смерть пришла, наступило за гробом свиданье,
но в мире новом друг друга они не узнали.
(“они любили друг друга так долго и нежно…”)
однако это преображение, утрата человеком своих индивидуальных качеств – все это пугает поэта, и поэтому зачастую он чувствует свою отдаленность и от земли, и от неба, а порой и вовсе отрицает загробный мир (“отрывок – на жизнь надеяться страшась”, “я видел тень блаженства”, “смерть”).
как замечает с.в. шувалов, м.ю. лермонтов признает и существование бога, который всезнающ, всесилен, но вместе с тем бог – грозный судья, ответственный не только за добро, но и зло, дарящее на земле. поэтому во многих произведениях поэта звучат богоборческие мотивы. он часто обижается на свою судьбу, бог не дает сбыться его юности:
зачем так горько прекословил юности моей.
(“гляжу на будущность с боязнью”)
основное чувство лирического героя этих стихотворений – душевная усталость, готовность обрести иной мир, горестное сознание пустоты своего земного существования:
земле я отдал дань земную любви, надежд, добра и зла;
начать готов я жизнь другую,
молчу и жду: пора пришла;
я в мире не оставлю брата,
и тьмой и холодом объята душа усталая моя…
в известном стихотворении “” поэт иронически бога “за горечь слез”, “за месть врагов и клевету друзей” и просит у творца скорейшего избавления – смерти:
устрой лишь так, чтобы тебя отныне недолго я еще .