Общими процессами в искусстве начала века объяснялось и размежевание литературных кругов, и внутреннее их сближение. С начала 1890-х гг. группа символистов провозгласила свое полное неприятие современного им реализма, ошибочно отождествив его с материализмом и объективизмом. С тех пор и началось противоборство двух художественных направлений. Модернисты подозревали чуждых себе писателей (даже самых одаренных, скажем, Ив. Бунина) в не проникнуть в сущность явления, в сухо-объективистском отражении жизни. Реалисты отрицали «темный набор» мистических понятий, изощренные формы новейшей поэзии.
При всем различии между собой обе группы полемистов были несправедливы друг к другу. Более того, не вызывает сомнения, что по своему глубинному смыслу творческие поиски и тех и других обладали общей устремленностью (о ней будет сказано ниже).
Молодой реализм порубежной эпохи обладал всеми признаками преобразующегося, ищущего и обретающего истину искусства. Причем его создатели шли к своим открытиям путем субъективных мироощущений, раздумий, мечтаний. Эта особенность, рожденная авторским восприятием времени, определила отличие реалистической литературы начала нашего столетия от русской классики.
Десятым заданием Эврисфея для Геракла стала чистка скотного двора, принадлежавшего царю Элиды - Авгию. Он был сыном бога Гелиоса. Могущественный отец подарил Авгию невероятные богатства. Среди них выделялось огромное стадо, состоящие из трехсот быков с белоснежными ногами и двухсот красных быков. Главным украшением стада считались двенадцать белых быков. Одно животное обладало невероятной красотой, которую сравнивали с сиянием звезды. Коров же в стаде было в десять раз больше. Ежегодно стадо давало щедрый приплод. Авгий помешался на своих быках. Он постоянно пытался их сосчитать, но сбивался. За это время скотный двор начал буквально утопать в навозе, но никто не брался за эту титаническую работу. Эврисфей узнал об этом по неприятному запаху, распространившемуся по всему греческому полуострову. Царь уже давно оценил силу и мудрость Зевса, который справлялся с любыми поручениями. Приказав "сражаться" с навозом, Эврисфей хотел унизить героя.
Геракл предстал перед Авгием и предложил ему следующее условие. Если сын Зевса сможет выполнить всю работу в течение одного дня, то взамен он получит десятую долю многочисленного стада. Авгий не представлял себе, чтобы один человек смог очистить его хозяйство за такое короткое время, поэтому с радостью согласился.
Геракл сломал ограду скотного двора и выкопал глубокий канал. По этому каналу устремилась вода из рек Алфея и Пенея. Мощный двойной водный поток быстро подхватил весь навоз и унес с собой. Гераклу осталось лишь замуровать пробоины в стене. Когда сын Зевса доложил Авгию о выполненной работе, царь сперва не поверил ему. Придя на скотный двор и увидев канал, Авгий заявил, что это нечестно. Он сказал, что вместо Геракла "поработала" вода и отказался выдать вознаграждение. Хитроумному герою пришлось вернуть в Микены с пустыми руками.
Отзыв о произведении. В наше время шестой подвиг сына Зевса выглядит достаточно странно. Дело в том, что в Древней Греции скотоводство играло огромную роль в хозяйственной жизни. Даже прославленные воины в мирное время нисколько не стеснялись заниматься самой грязной работой. Поэтому очистка необъятного скотного двора в глазах древнего грека была действительно великим подвигом.
Общими процессами в искусстве начала века объяснялось и размежевание литературных кругов, и внутреннее их сближение. С начала 1890-х гг. группа символистов провозгласила свое полное неприятие современного им реализма, ошибочно отождествив его с материализмом и объективизмом. С тех пор и началось противоборство двух художественных направлений. Модернисты подозревали чуждых себе писателей (даже самых одаренных, скажем, Ив. Бунина) в не проникнуть в сущность явления, в сухо-объективистском отражении жизни. Реалисты отрицали «темный набор» мистических понятий, изощренные формы новейшей поэзии.
При всем различии между собой обе группы полемистов были несправедливы друг к другу. Более того, не вызывает сомнения, что по своему глубинному смыслу творческие поиски и тех и других обладали общей устремленностью (о ней будет сказано ниже).
Молодой реализм порубежной эпохи обладал всеми признаками преобразующегося, ищущего и обретающего истину искусства. Причем его создатели шли к своим открытиям путем субъективных мироощущений, раздумий, мечтаний. Эта особенность, рожденная авторским восприятием времени, определила отличие реалистической литературы начала нашего столетия от русской классики.
Десятым заданием Эврисфея для Геракла стала чистка скотного двора, принадлежавшего царю Элиды - Авгию. Он был сыном бога Гелиоса. Могущественный отец подарил Авгию невероятные богатства. Среди них выделялось огромное стадо, состоящие из трехсот быков с белоснежными ногами и двухсот красных быков. Главным украшением стада считались двенадцать белых быков. Одно животное обладало невероятной красотой, которую сравнивали с сиянием звезды. Коров же в стаде было в десять раз больше. Ежегодно стадо давало щедрый приплод. Авгий помешался на своих быках. Он постоянно пытался их сосчитать, но сбивался. За это время скотный двор начал буквально утопать в навозе, но никто не брался за эту титаническую работу. Эврисфей узнал об этом по неприятному запаху, распространившемуся по всему греческому полуострову. Царь уже давно оценил силу и мудрость Зевса, который справлялся с любыми поручениями. Приказав "сражаться" с навозом, Эврисфей хотел унизить героя.
Геракл предстал перед Авгием и предложил ему следующее условие. Если сын Зевса сможет выполнить всю работу в течение одного дня, то взамен он получит десятую долю многочисленного стада. Авгий не представлял себе, чтобы один человек смог очистить его хозяйство за такое короткое время, поэтому с радостью согласился.
Геракл сломал ограду скотного двора и выкопал глубокий канал. По этому каналу устремилась вода из рек Алфея и Пенея. Мощный двойной водный поток быстро подхватил весь навоз и унес с собой. Гераклу осталось лишь замуровать пробоины в стене. Когда сын Зевса доложил Авгию о выполненной работе, царь сперва не поверил ему. Придя на скотный двор и увидев канал, Авгий заявил, что это нечестно. Он сказал, что вместо Геракла "поработала" вода и отказался выдать вознаграждение. Хитроумному герою пришлось вернуть в Микены с пустыми руками.
Отзыв о произведении. В наше время шестой подвиг сына Зевса выглядит достаточно странно. Дело в том, что в Древней Греции скотоводство играло огромную роль в хозяйственной жизни. Даже прославленные воины в мирное время нисколько не стеснялись заниматься самой грязной работой. Поэтому очистка необъятного скотного двора в глазах древнего грека была действительно великим подвигом.