Живущий в сложной действительности главный герой повести, семилетний мальчик, делит и свой мир на два измерения: реальный мир и древний мир, фантастический мир сказки и легенды, добра и справедливости, который как бы компенсирует несправедливости реальности, а их много. Мальчик оставлен родителями на попечение деда. И у отца, и у матери уже другие семьи. Живет мальчик с дедом Момуном на далеком лесном кордоне, где их родственник Орозкул все время притесняет, унижает их. Дед не мог защитить внука от жестокостей и несправедливостей сего мира, ибо сам был слаб. В повести, как, увы, и в жизни, получается так, что лучшие люди бедны, несчастливы, унижены теми, кто имеет, власть и силу. Так, дед Момун “всю жизнь с утра до вечера в работе, в хлопотах прожил, а заставить уважать себя не научился” и оказался во власти мстительного и ограниченного родственника - Орозкула, хозяина кордона.
5. Исследуй слова и выражения.
Автор в тексте использует «искусство слова,
Определи выразительные средства языка,
Используй слова из «Литературного сундучка»,
эпитет
сравнение
олицетворение
фразеологизм
Видимо-невидимо,
«Не чуя под собой ног»
«выглядывают из-под тёмной кожуры первые зелёные листики»
«...сверкнул огонёк - будто звезда среди ветвей запуталась»
«будто это не люди разговаривают, а деревья шумят
«Небо чёрное, ни одной звёздочкой на землю не глядит
«Ветер снегом ей глаза порошит, платок с неё рвёт »
«...зашумел в ветвях бурный, мокрый ветер»
«костёр горит, чуть ли не до самого неба достаёт»
«Глядит девочка - наглядеться не может»