Это обыкновенная русская девушка, "круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами". По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в их деревне не было. Мать её, Василиса Егоровна, говорила о ней: "Маша; девка на выданье, а какое у ней приданое? - частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдётся добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою".
Маша Миронова – молодая девушка, дочь коменданта Белогорской крепости. Именно ее имел в виду автор, давая название своей повести. Этот образ олицетворяет собой высокую нравственность и душевную чистоту. Интересна такая деталь: в повести приводится очень мало разговоров, вообще слов Маши. Это неслучайно, так как сила этой героини не в словах, а в том, что слова ее и поступки всегда безошибочны. Все это свидетельствует о необычайной цельности Маши Мироновой. С простотой Маша соединяет высокое нравственное чувство. Она сразу верно оценила человеческие качества Швабрина и Гринева. И в дни испытаний, которых немало выпало на ее долю (захват крепости Пугачевым, смерть обоих родителей, плен у Швабрина), Маша сохраняет непоколебимую стойкость и присутствие духа, верность своим принципам. Наконец, в финале повести любимого Гринева, Маша как равная с равной беседует с неузнанной ею императрицей и даже противоречит ей. В итоге героиня одерживает победу, вызволяя Гринева из тюрьмы. Т.о., капитанская дочка Маша Миронова является носительницей лучших черт русского национального характера.
Мишенью в юмористических и сатирических рассказах Чехова были нравственное уродство, потеря человеческого в человеке, при этом, замечают литературоведы, жало сатиры направляется не только на героя, но и на тех, с кем он вступает в столкновение. Так, например, в рассказе «Хирургия» высмеиваются глупость и невежество героев.
К. Чуковский заметил, что юмористика Чехова через столько мировых катастроф, за это время позабыты многие прославленные книги, а чеховские «однодневки» живут и живут, и читатели все хохочут над ними, и чеховский смех звучит заразительно и молодо, как и раньше.
В. В. Голубков в книге «Мастерство А. П. Чехова» целый раздел посвящает юмористическим рассказам Чехова, напоминая, что юмор был одним из основных свойств характера и творчества писателя. Даже за несколько часов до смерти Чехов придумывал юмористические рассказы. В рассказах Чехов использует все приемы создания комического: комизм отдельных положений и всего сюжета, комизм характеров, речи, имен и фамилий, даже описаний окружающей обстановки.
Речь персонажей выявляет в сжатой форме наиболее характерные черты героев, которым свойственно смешивать различные речевые стили: просторечие, литературный язык и профессионализмы (язык учителя, актера, медика, деревенского дьячка).
Большое место занимают в рассказах Чехова интонационные ремарки. Эти особенности можно увидеть при чтении и анализе рассказа «Хирургия».
«Хирургия» (1884). Брат писателя М. П. Чехов рассказывал, что Антон Павлович на врачебной практике в Воскресенской больнице однажды видел, как неопытный студент, заменивший врача, не мог вырвать у больного зуб и только сломал коронку. Пациент выругался и ушел. В воспоминаниях о Чехове неоднократно описывалось, как в гимназические годы братья Чеховы изображали прием у зубного врача. Антон большие щипцы для углей совал в рот брата Александра и после долгих усилий вытаскивал оттуда огромный зуб — пробку.
Этот излюбленный сюжет Чехов использовал в своем рассказе, который имел характерный подзаголовок «Сценка», подсказывающий учителю возможность исполнения его в классе в лицах.
Герой рассказа — фельдшер Курятин проявляет качества, которые Чехов в людях очень не любил. Вопросы и задания учителя должны направить внимание учеников на эти качества — невежество, самоуверенность и др.
В ходе беседы на уроке уместно предложить ученикам вопросы и задания раскрыть желание Курятина играть роль, не соответствующую его возможностям, понять мотивы его поступков и высказываний:
— Осматривает ли Курятин больного? Каким образом он принимает решение? Как вы понимаете фразу: «Фельдшер берет козью ножку, минуту смотрит на нее вопросительно, потом кладет и берет щипцы»? Фельдшер говорит, что хирургия — пустяки, раз плюнуть, что он все сделает в мгновение ока, а минуту спустя: «Сразу нельзя». Как вы объясняете его поведение?
— Какие черты характера раскрывает портрет фельдшера? Какое значение имеют его истрепанные триковые брюки и зловоние его сигары? Для чего автор описывает бородавку, похожую на муху, и красный платок дьячка?
— Что в речи фельдшера говорит о его профессии, образовании, характере?
— Что высмеивается в образе дьячка Вонмигласова? Он благочестив на самом деле или только внешне? Как в его словах сочетаются смирение, кротость с грубостью и несдержанностью?
— Как постепенно раскрывается в рассказе переход от благочестивого тона, от льстивости к раздражению, от церковно-славянского языка к просторечию? Зачем автор ставит рядом такие слова, как «иерей» и «гугнив»? Почему дьячок в конце рассказа забирает свою просфору?
— Постарайтесь найти в описаниях фельдшера и дьячка сходство, некоторые параллелизмы, перекличку. Чем вы объясняете эти совпадения?
— Как вы оцениваете слова Курятина о том, что он рвал зуб самому господину Египетскому, о котором он говорит: «Образованность... один костюм сто рублей стоит»?
— Над чем смеется в этом рассказе Чехов? Только ли смешон этот рассказ?
— В пьесах существуют замечания автора о деталях поведения или речи героев, называемые ремарками. Какие слова в этом рассказе играют роль ремарок? Используйте эти ремарки при чтении рассказа по ролям.
Маша Миронова – молодая девушка, дочь коменданта Белогорской крепости. Именно ее имел в виду автор, давая название своей повести.
Этот образ олицетворяет собой высокую нравственность и душевную чистоту. Интересна такая деталь: в повести приводится очень мало разговоров, вообще слов Маши. Это неслучайно, так как сила этой героини не в словах, а в том, что слова ее и поступки всегда безошибочны. Все это свидетельствует о необычайной цельности Маши Мироновой. С простотой Маша соединяет высокое нравственное чувство. Она сразу верно оценила человеческие качества Швабрина и Гринева. И в дни испытаний, которых немало выпало на ее долю (захват крепости Пугачевым, смерть обоих родителей, плен у Швабрина), Маша сохраняет непоколебимую стойкость и присутствие духа, верность своим принципам. Наконец, в финале повести любимого Гринева, Маша как равная с равной беседует с неузнанной ею императрицей и даже противоречит ей. В итоге героиня одерживает победу, вызволяя Гринева из тюрьмы. Т.о., капитанская дочка Маша Миронова является носительницей лучших черт русского национального характера.
К. Чуковский заметил, что юмористика Чехова через столько мировых катастроф, за это время позабыты многие прославленные книги, а чеховские «однодневки» живут и живут, и читатели все хохочут над ними, и чеховский смех звучит заразительно и молодо, как и раньше.
В. В. Голубков в книге «Мастерство А. П. Чехова» целый раздел посвящает юмористическим рассказам Чехова, напоминая, что юмор был одним из основных свойств характера и творчества писателя. Даже за несколько часов до смерти Чехов придумывал юмористические рассказы. В рассказах Чехов использует все приемы создания комического: комизм отдельных положений и всего сюжета, комизм характеров, речи, имен и фамилий, даже описаний окружающей обстановки.
Речь персонажей выявляет в сжатой форме наиболее характерные черты героев, которым свойственно смешивать различные речевые стили: просторечие, литературный язык и профессионализмы (язык учителя, актера, медика, деревенского дьячка).
Большое место занимают в рассказах Чехова интонационные ремарки. Эти особенности можно увидеть при чтении и анализе рассказа «Хирургия».
«Хирургия» (1884). Брат писателя М. П. Чехов рассказывал, что Антон Павлович на врачебной практике в Воскресенской больнице однажды видел, как неопытный студент, заменивший врача, не мог вырвать у больного зуб и только сломал коронку. Пациент выругался и ушел. В воспоминаниях о Чехове неоднократно описывалось, как в гимназические годы братья Чеховы изображали прием у зубного врача. Антон большие щипцы для углей совал в рот брата Александра и после долгих усилий вытаскивал оттуда огромный зуб — пробку.
Этот излюбленный сюжет Чехов использовал в своем рассказе, который имел характерный подзаголовок «Сценка», подсказывающий учителю возможность исполнения его в классе в лицах.
Герой рассказа — фельдшер Курятин проявляет качества, которые Чехов в людях очень не любил. Вопросы и задания учителя должны направить внимание учеников на эти качества — невежество, самоуверенность и др.
В ходе беседы на уроке уместно предложить ученикам вопросы и задания раскрыть желание Курятина играть роль, не соответствующую его возможностям, понять мотивы его поступков и высказываний:
— Осматривает ли Курятин больного? Каким образом он принимает решение? Как вы понимаете фразу: «Фельдшер берет козью ножку, минуту смотрит на нее вопросительно, потом кладет и берет щипцы»? Фельдшер говорит, что хирургия — пустяки, раз плюнуть, что он все сделает в мгновение ока, а минуту спустя: «Сразу нельзя». Как вы объясняете его поведение?
— Какие черты характера раскрывает портрет фельдшера? Какое значение имеют его истрепанные триковые брюки и зловоние его сигары? Для чего автор описывает бородавку, похожую на муху, и красный платок дьячка?
— Что в речи фельдшера говорит о его профессии, образовании, характере?
— Что высмеивается в образе дьячка Вонмигласова? Он благочестив на самом деле или только внешне? Как в его словах сочетаются смирение, кротость с грубостью и несдержанностью?
— Как постепенно раскрывается в рассказе переход от благочестивого тона, от льстивости к раздражению, от церковно-славянского языка к просторечию? Зачем автор ставит рядом такие слова, как «иерей» и «гугнив»? Почему дьячок в конце рассказа забирает свою просфору?
— Постарайтесь найти в описаниях фельдшера и дьячка сходство, некоторые параллелизмы, перекличку. Чем вы объясняете эти совпадения?
— Как вы оцениваете слова Курятина о том, что он рвал зуб самому господину Египетскому, о котором он говорит: «Образованность... один костюм сто рублей стоит»?
— Над чем смеется в этом рассказе Чехов? Только ли смешон этот рассказ?
— В пьесах существуют замечания автора о деталях поведения или речи героев, называемые ремарками. Какие слова в этом рассказе играют роль ремарок? Используйте эти ремарки при чтении рассказа по ролям.