Глава 19. Рассуждение писателя о соотношений сил Наполеона и Кутузова. Глава 20. Приезд Пьера к месту будущего сражения. Глава 21. Пейзаж Бородинского поля,Смоленская икона. Глава 22.Разговор Пьера с Кутузовым о желании Безухова участвовать в сражении. Глава 23. Осмотр Пьером места сражения. Глава 24. Встреча Пьера и князя Андрея Болконского. Глава 25. Разговор князя с Безуховым, рассуждение о войне. Глава 26. Наполеон и Боссе. Глава 27.Диспозиция французской армии. Глава 28. Рассуждения Л.Н. Толстого о Наполеоне и его армии. Глава 29. День перед сражением. Глава 30.Начало Бородинского сражения. Пьер выходит на поле битвы. Глава 31.Пьер на батарее Раевского Глава 32. Занятие батареи Раевского французами и их бегство от наступления русской подмоги. Глава 33.Описание поля сражения,Наполеон,наблюдающий битву. Глава 34. Приказы Наполеона. Глава 35. Приказы Кутузова. Глава 36. Рана Андрея Болконского. Глава 37. Перевязочный пункт. Встреча Андрея и Анатоля Курагина. Глава 38. "Страшный вид поля сражения". Глава 39. Описание поля,рассуждения писателя.
История создания песни "В лесу прифронтовом" Песня появилась в 1943 году. "Стихи написаны на Каме, когда шел второй год войны. Работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь. Послал стихи старому товарищу композитору Матвею Блантеру. Спустя несколько месяцев услышал по радио, как "В лесу прифронтовом” исполняет Ефрем Флакс”. Михаил ИСАКОВСКИЙ «Стихотворение «В лесу прифронтовом» Исаковский прислал мне в 1942 году из эвакуации, в разгар Сталинградской битвы. Помню, прочитав его несколько раз, я подумал: только поэт, ежеминутно и глубоко переживающий все, что переживает народ, может так ощутить сердцем и разумом, увидеть сквозь сотни километров и прифронтовой лес, и невесомый березовый лист, и бойцов, слушающих в короткие минуты затишья гармониста. Первым и, надо сказать, великолепным исполнителем вальса «В прифронтовом лесу» был певец Ефрем Флакс. Потом появились другие исполнители, мне довелось слушать их не только с эстрады и по радио, но и в прифронтовых лесах, лежавших по пути армий Первого Белорусского фронта...» Матвей БЛАНТЕР Композитор Матвей Блантер намеренно стилизовал песню под упомянутый в стихах Исаковского вальс «Осенний сон» (автор вальса – А. Джойс). Чудесная мелодия звучит, словно живое человеческое дыхание, она пробуждает воспоминание о родном доме, о мирной жизни. К оригинальным мотивам композитор “пристраивает” хорошо знакомые каждому интонации старинного вальса “Осенний сон”, и это связывает песню с чем-то очень дорогим, не омраченным в памяти никакими тяготами войны. Но “В лесу прифронтовом” - не только лирика. Эта поистине удивительная песня написана с высоким гражданским чувством и мужественной силой. Ее мелодия звучит как призыв к борьбе, она зовет на бой с ненавистным врагом. В 1946 году за песни "Под звез ”, "Моя любимая” и "В лесу прифронтовом” композитору М. И. Блантеру была присуждена Государственная премия СССР. В лесу прифронтовом Стихи М. ИСАКОВСКОГО, Музыка М. БЛАНТЕРА С берез неслышен, невесом Слетает желтый лист. Старинный вальс «Осенний сон» Играет гармонист. Вздыхают, жалуясь, басы И, словно в забытьи, Сидят и слушают бойцы – Товарищи мои. Под этот вальс весенним днем Ходили мы на круг, Под этот вальс в краю родном Любили мы подруг; Под этот вальс ловили мы Очей любимых свет. Под этот вальс грустили мы, Когда подруги нет. И вот он снова прозвучал В лесу прифронтовом, И каждый слушал и молчал О чем-то дорогом; И каждый думал о своей, Припомнив ту весну, И каждый знал — дорога к ней Ведет через войну... Так что ж, друзья, коль наш черед,— Да будет сталь крепка! Пусть наше сердце не замрет, Не задрожит рука; Пусть свет и радость прежних встреч Нам светят в трудный час, А коль придется в землю лечь, Так это ж только раз. Но пусть и смерть — в огне, в дыму Бойца не устрашит, И что положено кому — Пусть каждый совершит. Настал черед, пришла пора,— Идем, друзья, идем! За все, чем жили мы вчера, За все, что завтра ждем; За тех, что вянут, словно лист, За весь родимый край... Сыграй другую, гармонист, Походную сыграй! 1942
Глава 20. Приезд Пьера к месту будущего сражения.
Глава 21. Пейзаж Бородинского поля,Смоленская икона.
Глава 22.Разговор Пьера с Кутузовым о желании Безухова участвовать в сражении.
Глава 23. Осмотр Пьером места сражения.
Глава 24. Встреча Пьера и князя Андрея Болконского.
Глава 25. Разговор князя с Безуховым, рассуждение о войне.
Глава 26. Наполеон и Боссе.
Глава 27.Диспозиция французской армии.
Глава 28. Рассуждения Л.Н. Толстого о Наполеоне и его армии.
Глава 29. День перед сражением.
Глава 30.Начало Бородинского сражения. Пьер выходит на поле битвы.
Глава 31.Пьер на батарее Раевского
Глава 32. Занятие батареи Раевского французами и их бегство от наступления русской подмоги.
Глава 33.Описание поля сражения,Наполеон,наблюдающий битву.
Глава 34. Приказы Наполеона.
Глава 35. Приказы Кутузова.
Глава 36. Рана Андрея Болконского.
Глава 37. Перевязочный пункт. Встреча Андрея и Анатоля Курагина.
Глава 38. "Страшный вид поля сражения".
Глава 39. Описание поля,рассуждения писателя.