Многие из нас читали замечательную сказку Ханса Кристиана Андерсена "Пятеро из одного стручка". В ней рассказывается про пять горошинок, которые раскатились кто куда.
А на уроках ботаники нам расскажут, что любому семечку (а горошина - это семя), чтобы прорасти и превратиться в растение, нужно четыре вещи: земля, вода, воздух и солнечный свет. Если семечко упадет в сухую землю, то оно не прорастет. Если семечко упадет в воду, то сначала набухнет, но погибнет из-за нехватки воздуха. А если оно попадет туда, где будет влажно и хотя бы немного земли, то вскоре появится росток, который потянется к свету.
У некоторых растений есть специальные при для того, чтобы растению тянуться к свету. Вот у гороха, например, на концах перистых листьев гороха есть "усики". Ими растения цепляются за другие растения, а если посадить горох у стены - за неровности стены. Зацепившись усиками, растение может вырасти выше, не падать под собственной тяжестью. А значит, солнца его листьям достанется больше.
Купечество - привилегированное сословие в России в XVIII - начале XX вв. Так называемое "третье сословие" - после дворянства и духовенства.
Купцы были достаточно закрытым сословием со своими правами, обязанностями и особенностями. Правда, это не означало, что в него не могли влиться люди из других сословий, чаще всего разбогатевшие крестьяне или дети духовенства.
Внутренняя, частная жизнь купечества в этот век представляла собой островок "старинной" русской жизни, патриархальную среду, где любые новшества принимались, с подозрением, а традиции считались основой жизни. Несмотря на это, ради пользы дела купцы не чуждались вполне светских развлечений - театров, выставок, концертов. Это завязывать нужные знакомства, заключать выгодные сделки и т.д. Но это проникновение культуры европейской практически никак не влияло на бытовую культуру: вернувшись с концерта модной певицы, купец мог легко поменять европейское платье на красную рубаху и полосатые штаны и сесть пить чай с семьей вокруг огромного начищенного самовара.
Все писатели и публицисты XIX века отмечали, что купцы были наиболее религиозной частью городского поселения. В субботы, воскресенья считалось обязательным присутствие на службе. Не менее обязательной была и домашняя молитва. Добрым делом в купеческой среде считалась благотворительность, жертвование на храмы и монастыри.
Одной из отличительных черт купцов была бережливость в быту, иногда доходившая до скупости. Если расходы, связанные с торговлей, считались необходимыми, то чрезмерные расходы на личные нужды общественное мнение порицало и считало предосудительным. Вполне нормальной была ситуация, когда сын донашивал кафтан отца или даже деда. Подобная экономия рас на все сферы частной жизни: дома были не очень большими, стол - достаточно скромным и т.д.
Многие из нас читали замечательную сказку Ханса Кристиана Андерсена "Пятеро из одного стручка". В ней рассказывается про пять горошинок, которые раскатились кто куда.
А на уроках ботаники нам расскажут, что любому семечку (а горошина - это семя), чтобы прорасти и превратиться в растение, нужно четыре вещи: земля, вода, воздух и солнечный свет. Если семечко упадет в сухую землю, то оно не прорастет. Если семечко упадет в воду, то сначала набухнет, но погибнет из-за нехватки воздуха. А если оно попадет туда, где будет влажно и хотя бы немного земли, то вскоре появится росток, который потянется к свету.
У некоторых растений есть специальные при для того, чтобы растению тянуться к свету. Вот у гороха, например, на концах перистых листьев гороха есть "усики". Ими растения цепляются за другие растения, а если посадить горох у стены - за неровности стены. Зацепившись усиками, растение может вырасти выше, не падать под собственной тяжестью. А значит, солнца его листьям достанется больше.
Купцы были достаточно закрытым сословием со своими правами, обязанностями и особенностями. Правда, это не означало, что в него не могли влиться люди из других сословий, чаще всего разбогатевшие крестьяне или дети духовенства.
Внутренняя, частная жизнь купечества в этот век представляла собой островок "старинной" русской жизни, патриархальную среду, где любые новшества принимались, с подозрением, а традиции считались основой жизни. Несмотря на это, ради пользы дела купцы не чуждались вполне светских развлечений - театров, выставок, концертов. Это завязывать нужные знакомства, заключать выгодные сделки и т.д. Но это проникновение культуры европейской практически никак не влияло на бытовую культуру: вернувшись с концерта модной певицы, купец мог легко поменять европейское платье на красную рубаху и полосатые штаны и сесть пить чай с семьей вокруг огромного начищенного самовара.
Все писатели и публицисты XIX века отмечали, что купцы были наиболее религиозной частью городского поселения. В субботы, воскресенья считалось обязательным присутствие на службе. Не менее обязательной была и домашняя молитва. Добрым делом в купеческой среде считалась благотворительность, жертвование на храмы и монастыри.
Одной из отличительных черт купцов была бережливость в быту, иногда доходившая до скупости. Если расходы, связанные с торговлей, считались необходимыми, то чрезмерные расходы на личные нужды общественное мнение порицало и считало предосудительным. Вполне нормальной была ситуация, когда сын донашивал кафтан отца или даже деда. Подобная экономия рас на все сферы частной жизни: дома были не очень большими, стол - достаточно скромным и т.д.