он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «один в поле не воин». нет, воин, если он чацкий…
и.а.гончаров.
молчалин сказал себе: «я хочу составить карьеру», - и пошел по той дороге, которая ведет к «степеням известным»: пошел и уже не своротит ни вправо, ни влево…
д.и.писарев.
одним из произведений первой половины xix века является комедия александра сергеевича грибоедова «горе от ума». в ней отразились изменения, произошедшие в обществе после отечественной войны 1812 года. а.с.грибоедов рассматривает самые важные проблемы своего времени: государственная служба, патриотизм, крепостничество, человеческие взаимоотношения, состояние просвещения и образования. взгляды на эти проблемы у представителей разных поколений, «века нынешнего» и «века минувшего», различны. столкновение этих взглядов является основной темой произведения и наиболее ярко проявляется в противостоянии чацкого и молчалина.
чацкий и молчалин – ровесники, но контраст между ними велик.
александр андреевич чацкий – это молодой образованный дворянин, передовой человек своего времени, яркий представитель «века нынешнего». он мечтает о бескорыстном служении отечеству, о том, чтобы приносить пользу народу, который он уважает. по словам гончарова, «он положителен в своих требованиях и заявляет их в готовой программе, выработанной не им, а уже самим веком». чацкий презирает чинопочитание, карьеризм, притворство, лицемерие. он «служить бы рад», но ему «прислуживаться тошно». по своим и убеждениям чацкий близок к декабристам. он любит народ, отрицательно относится к крепостничеству, преклонению перед всем иностранным, уважает национальный язык и культуру.
молчалин является полной противоположностью чацкого. у него совсем другие идеалы. цель его жизни – карьера, высокое положение в обществе, богатство. смысл жизни молчалин видит только в своем благополучии: «и награжденья брать, и весело пожить». для достижения своей цели он готов использовать любые пути и средства, вынести любые унижения. главное оружие молчалина – лесть, услужливость, хитрость, изворотливость. его закон: «угождать всем людям без изъятья». и молчалин неотступно следует ему, но только в отношении тех, кто выше его по чину, кто может быть ему полезен. с теми же, кого он считает ниже себя, молчалин высокомерен. с лизой забывает о робости, становится повесой. чацкого считает неудачником, поэтому держится с ним снисходительно, позволяет себе давать ему полезные советы.
чацкий же относится к молчалину презрительно, считая его ничтожеством, «жалчайшим созданьем».
различие между чацким и молчалиным выразилось и в том, как они ведут себя в обществе. чацкий независим, всегда и обо всем имеет свою точку зрения и не боится ее высказать. его монологи эмоциональны и красноречивы. молчалин же предпочитает держать свое мнение при себе и убеждает общество, что в его лета «не должно сметь свои суждения иметь».
у чацкого и молчалина разное отношение к любви. чацкий искренне любит софию. только ради нее он приехал в москву и первым делом пошел повидаться с ней. но его любовь оказывается безответной, во что влюбленный чацкий долго не может поверить.
молчалин же только притворяется, что питает к софии нежные чувства. он начинает играть роль любовника исключительно ради карьеры, «в угодность дочери такого человека», как фамусов.
несмотря на молодость, молчалин является представителем «века минувшего». он полностью поддерживает мораль и нравы старой москвы, и общество платит ему взаимностью, относясь к нему доброжелательно.
чацкий категорически отрицает порядки, по которым живет вся москва, прекрасно понимая свою несовместимость с этим миром, «веком минувшим»:
…из огня тот выйдет невредим,
кто с вами день пробыть успеет,
подышит воздухом одним,
и в нем рассудок уцелеет…
из-за нестандартных убеждений чацкого холодно принимают в москве, относятся к нему с неприязнью, считают возмутителем спокойствия. поэтому по городу легко разносится сплетня о сумасшествии чацкого, и он вынужден покинуть общество, отвергшее его.
комедия «горе от ума» в силу своей актуальности сразу же завоевала большой успех у современников. не менее актуальна она и сейчас, так как пороки, высмеянные грибоедовым, находят свое место и в наше время, и они вряд ли исчезнут в будущем. проблемы образования, воспитания молодежи, любви, морали, карьеры, затронутые в комедии, являются также проблемами и современного общества. это делает «горе от ума» бессмертным произведением.
он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «один в поле не воин». нет, воин, если он чацкий…
и.а.гончаров.
молчалин сказал себе: «я хочу составить карьеру», - и пошел по той дороге, которая ведет к «степеням известным»: пошел и уже не своротит ни вправо, ни влево…
д.и.писарев.
одним из произведений первой половины xix века является комедия александра сергеевича грибоедова «горе от ума». в ней отразились изменения, произошедшие в обществе после отечественной войны 1812 года. а.с.грибоедов рассматривает самые важные проблемы своего времени: государственная служба, патриотизм, крепостничество, человеческие взаимоотношения, состояние просвещения и образования. взгляды на эти проблемы у представителей разных поколений, «века нынешнего» и «века минувшего», различны. столкновение этих взглядов является основной темой произведения и наиболее ярко проявляется в противостоянии чацкого и молчалина.
чацкий и молчалин – ровесники, но контраст между ними велик.
александр андреевич чацкий – это молодой образованный дворянин, передовой человек своего времени, яркий представитель «века нынешнего». он мечтает о бескорыстном служении отечеству, о том, чтобы приносить пользу народу, который он уважает. по словам гончарова, «он положителен в своих требованиях и заявляет их в готовой программе, выработанной не им, а уже самим веком». чацкий презирает чинопочитание, карьеризм, притворство, лицемерие. он «служить бы рад», но ему «прислуживаться тошно». по своим и убеждениям чацкий близок к декабристам. он любит народ, отрицательно относится к крепостничеству, преклонению перед всем иностранным, уважает национальный язык и культуру.
молчалин является полной противоположностью чацкого. у него совсем другие идеалы. цель его жизни – карьера, высокое положение в обществе, богатство. смысл жизни молчалин видит только в своем благополучии: «и награжденья брать, и весело пожить». для достижения своей цели он готов использовать любые пути и средства, вынести любые унижения. главное оружие молчалина – лесть, услужливость, хитрость, изворотливость. его закон: «угождать всем людям без изъятья». и молчалин неотступно следует ему, но только в отношении тех, кто выше его по чину, кто может быть ему полезен. с теми же, кого он считает ниже себя, молчалин высокомерен. с лизой забывает о робости, становится повесой. чацкого считает неудачником, поэтому держится с ним снисходительно, позволяет себе давать ему полезные советы.
чацкий же относится к молчалину презрительно, считая его ничтожеством, «жалчайшим созданьем».
различие между чацким и молчалиным выразилось и в том, как они ведут себя в обществе. чацкий независим, всегда и обо всем имеет свою точку зрения и не боится ее высказать. его монологи эмоциональны и красноречивы. молчалин же предпочитает держать свое мнение при себе и убеждает общество, что в его лета «не должно сметь свои суждения иметь».
у чацкого и молчалина разное отношение к любви. чацкий искренне любит софию. только ради нее он приехал в москву и первым делом пошел повидаться с ней. но его любовь оказывается безответной, во что влюбленный чацкий долго не может поверить.
молчалин же только притворяется, что питает к софии нежные чувства. он начинает играть роль любовника исключительно ради карьеры, «в угодность дочери такого человека», как фамусов.
несмотря на молодость, молчалин является представителем «века минувшего». он полностью поддерживает мораль и нравы старой москвы, и общество платит ему взаимностью, относясь к нему доброжелательно.
чацкий категорически отрицает порядки, по которым живет вся москва, прекрасно понимая свою несовместимость с этим миром, «веком минувшим»:
…из огня тот выйдет невредим,
кто с вами день пробыть успеет,
подышит воздухом одним,
и в нем рассудок уцелеет…
из-за нестандартных убеждений чацкого холодно принимают в москве, относятся к нему с неприязнью, считают возмутителем спокойствия. поэтому по городу легко разносится сплетня о сумасшествии чацкого, и он вынужден покинуть общество, отвергшее его.
комедия «горе от ума» в силу своей актуальности сразу же завоевала большой успех у современников. не менее актуальна она и сейчас, так как пороки, высмеянные грибоедовым, находят свое место и в наше время, и они вряд ли исчезнут в будущем. проблемы образования, воспитания молодежи, любви, морали, карьеры, затронутые в комедии, являются также проблемами и современного общества. это делает «горе от ума» бессмертным произведением.