СОЧ за 4 четверть по предмету «Русская литература»
Задание:
ответьте на во выбрав 1 правильный ответ из четырех предложенных.
1. Укажите тему произведения А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
A) мечта
B) дружба
C) ненависть
D) жестокость
2. Что символизирует название «Алые паруса» в произведении Грина?
A) мечта
B) радость
C) симпатия
D) одиночество
3. Какая из цитат содержит тему произведения М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?
А) А душу можно ль рассказать?
В) Скажи мне, что средь этих стен Могли бы дать вы мне взамен Той дружбы краткой, но живой, Меж бурным сердцем и грозой?
С) Угрюм и одинок, Грозой оторванный листок, Я вырос в сумрачных стенах Душой дитя,
судьбой монах.
D) Я молод, молод… Знал ли ты Разгульной юности мечты?
4. Какая из цитат содержит в себе тему поэмы А. Ахматовой «У самого моря»?
А) Ко мне приплывала зеленая рыба, Ко мне прилетала белая чайка, А я была дерзкой, злой и веселой И вовсе не знала, что это — счастье.
B) К самому уху ее склонившись, Я Знаешь, Лена, Ведь я сама придумала песню, Лучше которой нет на свете».
C) Вынес моряк того, кто правил Самой веселой, крылатой яхтой, И положил на черные камни.
D) «Он никогда не придет за мною, Он никогда не вернется, Лена. Умер сегодня мой царевич».
5. Составьте цитатный план к стихотворению М. Цветаевой «Ошибка».
Задание:
6. При каких образов автор описывает лирическую героиню в стихотворении М. Цветаевой «Ошибка»?
Назовите основные черты этих образов. 7. Определите жанр произведения А. Грина «Алые паруса». Назовите не менее двух признаков жанра. 8. Назовите 2 признака философской сказки на примере произведения А. СентЭкзюпери «Маленький принц». Подтвердите свой ответ примером из текста. 9. Проанализируйте авторской характеристики одного из героев: Грэя или Ассоль. 10. Задание: напишите эссе на одну из предложенных тем. Объем письменной работы – 120 — 150 слов.
1. Докажите, что Мцыри – романтический герой, характеризуя романтическую ситуацию, пейзаж, черты личности, судьбу, поступки. Используйте цитаты.
2. Опишите встречу Эгля и Ассоль глазами Эгля. Включите описание мыслей, чувств и настроения героев. Используйте цитаты.
3. «Нельзя мечту свою хватать руками,/ Нельзя мечту свою держать в руках!» Каким образом литературные приемы и художественные средства позволяют Цветаевой раскрыть идею
2. Солдаты переходят от одного пункта к другому, больше общения, больше историй и судеб.
3.Любят летчиков у нас, Конники в почете. Обратитесь, просим вас, К матушке-пехоте! Пусть тот конник на коне, Летчик в самолете, И, однако, на войне Первый ряд — пехоте. Пусть танкист красив собой И горяч в работе, А ведешь машину в бой — Поклонись пехоте. Пусть форсист артиллерист В боевом расчете, Отстрелялся — не гордись, Дела суть — в пехоте. Обойдите всех подряд, Лучше не найдете: Обратите нежный взгляд, Девушки, к пехоте.
Между тем, подавляющее большинство людей жило по двойным стандартам, когда на кухнях велись антиправительственные разговоры, а в общественных местах все дружно поддерживали курс партии и правительства. Именно таким «хамелеонам» в 1970 году Иосиф Бродский посвятил свое знаменитое стихотворение «Не выходи из комнаты, не совершай ошибки…». Оно пронизано глубокой иронией и отвращением к тем, кто боится правды и не может позволить себе роскошь жить так, как это ему подсказывают внутренние ощущения. Таким людям, по мнению пота, лучше и вовсе сидеть дома, так как «за дверью бессмысленно все – особенно, возгласы счастья». Откровенно высмеивая подобных двурушников, которые готовы часами рассуждать о справедливости и свободе личности, но так, чтобы этого никто не слышал, Бродский рекомендует им для чистоты эксперимента отказаться от маленьких житейских радостей. Как можно принимать у себя в доме девушку, если не состоишь с ней в законном браке, или же позволять себе ездить на «моторе» при скромной советской зарплате, львиную долю которой придется отдать таксисту по счетчику? Однако людей, живущих по двойным стандартам, подобные мелочи не смущают, что безумно раздражает Бродского. Поэтому автор советует таким «свободолюбцам» похоронить себя заживо в четырех стенах, чтобы избавиться от всевозможных искушений. Действительно, хорошо жить, когда о тебе все забыли, и ты можешь тешить себя иллюзией полной свободы, слившись «лицом с обоями». Но даже те, кому было адресовано это произведения, прекрасно отдавали себе отчет, что выпасть из социума без последствий для собственной репутации и карьеры в СССР попросту невозможно. У таких людей остается лишь два пути – тюрьма либо сумасшедший дом. В редких случаях, правда, им предлагают добровольно-принудительно покинуть страну, но для этого нужно, по меньшей мере, слыть диссидентом. В окружении Бродского таких людей немного, поэтому всем остальным он советует запереть дверь и забаррикадироваться шкафом «от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса».) в двух словах он осуждал общество и не понимал зачем так жить. Так же Пьер Безухов из романа-эпопеи "Война и мир", он там задается вопросами "Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего надо жить? И что такое я?..." А как перекликаются не знаю.