этими строками заканчивается «песня про купца калашникова» м.ю. лермонтова. в этом прославлении на первом месте стоит «тороватый боярин» - главный герой произведения купец калашников. так за что же гусляры проставляют его?
с первых строк произведения подчеркивается, что это сильный и смелый человек, «удалой». калашников - положительный герой «песни». проникнуться симпатией к нему даже описание внешности купца – он молод, красив, статен.
степан парамонович, как мне кажется, хороший купец – он умеет продавать товар: «речью ласковой гостей он заманивает…». и дела у героя идут совсем неплохо: «злато, серебро пересчитывает». есть у калашникова и семья – красавица-жена и дети.
я думаю, герой любит алену дмитриевну. он грозится, в случае измены жены, запереть ее на замок, чтоб она «свету божьего не видела». но это лишь оттого, что для калашникова важна его собственная честь и доброе имя его семьи: «мое имя честное не порочила…»
именно поэтому, когда алена дмитриевна рассказала мужу о бесчестном поступке кирибеевича, купец не раздумывал ни минуты. он не мог допустить, чтобы оскорбляли его родную жену, а значит, его самого и всю его семью.
калашников вызывает любимого опричника царя на смертный бой на глазах «всего честного народа». это своеобразная дуэль должна, в любом случае, защитить его семью, независимо от того, останется купец жив или погибнет.
герой знает о том, что кирибеевич – любимец ивана грозного. и что, убив обидчика жены, калашников вызовет гнев царя. но это герою неважно. весь смысл его жизни теперь заключается в одном – отстоять честь и восстановить свое доброе имя. решаясь на поединок, купец, как мне кажется, думает не только о себе, но в большей степени о своих предках и детях, которым предстоит жить или в позоре, или в чести.
в битве калашников ведет себя достойно. выказав свое уважение царю, руси и всему народу, он бросает открытый вызов кирибеевичу:
к тебе вышел я, басурманский сын, -
вышел я на страшный бой, на последний бой!
калашников побеждает опричника – от удара купца тот падает замертво. но степану парамоновичу предстояло еще одно испытание - держать ответ перед разгневанным царем. и это герой проходит с честью – он смело и прямо, глядя в глаза грозному, рассказывает, почему убил кирибеевича.
калашников понимает, что царь казнит его. и он с достоинством принимает и это, лишь просит ивана грозного позаботиться о его семье:
не оставь молодую вдову
да двух братьев моих своей
перед казнью герой прощается со своими братьями и наказывает им попрощаться со всем, что было ему дорого – с женой, детьми, родительским домом, друзьями. также он просит за его грешную душу в церкви.
калашников погибает, но память о нем остается не только в сердцах его родных, но и среди всего народа. я думаю, это происходит потому, что купец калашников – это воплощение лучших черт народа. недаром он бьется с «басурманином», защищая не только свою семью, но и свою страну, свой народ.
лермонтовские стихи вошли в мою жизнь ещё с детства. свободно и легко я подчинился волнистому ритму «русалки», тихим строкам «ангела», манящей тревожности «паруса». реальное смешивалось с нереальным, четкое с зыбким, и все это вместе было поэзией. позже, в часы раздумчивого горя, в той или иной мере на долю каждого человека, я повторял либо строки «сна», либо «», бог знает из каких еще стихов, все они мне близки. так, в годы войны с неожиданной яркостью вспомнилось не только «бородино», но и горькая исповедь умирающего офицера («завещание»):
наедине с тобою, брат,
хотел бы я
через всю мою жизнь прошло стихотворение «парус», слитое с судьбами всего поколения. лермонтов - ближайший наследник и восприемник пушкина, как и он, получил дар различать «в шуме и звоне» жизни то, что недоступно слуху обыкновенного человека. в сочетании огромного мастерства и величайшей безыскусственности встает перед нами поэзия лермонтова.
лермонтов - то явление в поэзии, которое принято называть чудом. но, вглядываясь в истоки этого чуда, мальчик, наделенный действительно необыкновенными способностями, не остановился на полдороге, а сознательно и настойчиво совершенствовал свой талант. поставив перед собой великую цель, он сам создал себя и вызвал к жизни то чудо, которому мы не перестаем удивляться. и когда молодой поэт впервые вышел на суд читателей, он уже никак не мог оказаться в положении дебютанта, разыгрывающего перед публикой трудную симфонию и терпящего неизбежный провал. нет, действительный автор «песни купца калашникова», «бородина», «русалки» и других произведений, в первый раз прочитанных людьми 30-х годов, был к тому времени уже сложившимся поэтом, поэтом с сложным миропониманием, с контрастной сменой настроений, душевного состояния.
но лермонтов не стал бы великим поэтом, если бы он свой могучий, почти неестественный дар замкнул в самом себе. он рано, еще в отроческие годы, проникся мыслью о гражданственном назначении поэзии. свидетельство тому его стихи об июльских днях в париже, которые даже в наше время выглядят революционными. появление стихотворения «смерть поэта» не было случайным, оно было подготовлено в процессе духовною созревания поэта-гражданина. в дальнейшем его мятежная муза доставляла много беспокойства всесильным «пашам» и «голубым мундирам», объявившим ему войну не на жизнь, а на смерть. он страстно любил россию, но он не мог не видеть кровоточащие язвы «страны рабов, страны господ». и свое творчество он хотел уподобить не безобидной игрушке, но кинжалу, с которым он вступал в неравную борьбу против общественной несправедливости. его стихи, посвященные поэзии, являются подлинным манифестом боевого искусства, не потерявшего значения до сих пор.
лермонтов живет среди нас. это действительно так, и оттого, что эти слова тысячи раз были повторены, они не перестают оставаться верными. каждый заново для себя открывает лермонтова. гений его настолько всеобъемлющ и многосторонен, что эти открытия будут продолжаться без конца. однако океан лермонтовской поэзии трудно расстается с тайнами, запрятанными в его глубинах. и настоящие открытия лермонтовского мира приходят тогда, когда они подготовлены знанием его поэзии, одухотворены любовью и интересом к его творчеству еще в школьные годы.
каждому правдою и честью воздайте.
тороватому боярину слава!
и красавице боярыне слава!
и всему народу христианскому слава!
этими строками заканчивается «песня про купца калашникова» м.ю. лермонтова. в этом прославлении на первом месте стоит «тороватый боярин» - главный герой произведения купец калашников. так за что же гусляры проставляют его?
с первых строк произведения подчеркивается, что это сильный и смелый человек, «удалой». калашников - положительный герой «песни». проникнуться симпатией к нему даже описание внешности купца – он молод, красив, статен.
степан парамонович, как мне кажется, хороший купец – он умеет продавать товар: «речью ласковой гостей он заманивает…». и дела у героя идут совсем неплохо: «злато, серебро пересчитывает». есть у калашникова и семья – красавица-жена и дети.
я думаю, герой любит алену дмитриевну. он грозится, в случае измены жены, запереть ее на замок, чтоб она «свету божьего не видела». но это лишь оттого, что для калашникова важна его собственная честь и доброе имя его семьи: «мое имя честное не порочила…»
именно поэтому, когда алена дмитриевна рассказала мужу о бесчестном поступке кирибеевича, купец не раздумывал ни минуты. он не мог допустить, чтобы оскорбляли его родную жену, а значит, его самого и всю его семью.
калашников вызывает любимого опричника царя на смертный бой на глазах «всего честного народа». это своеобразная дуэль должна, в любом случае, защитить его семью, независимо от того, останется купец жив или погибнет.
герой знает о том, что кирибеевич – любимец ивана грозного. и что, убив обидчика жены, калашников вызовет гнев царя. но это герою неважно. весь смысл его жизни теперь заключается в одном – отстоять честь и восстановить свое доброе имя. решаясь на поединок, купец, как мне кажется, думает не только о себе, но в большей степени о своих предках и детях, которым предстоит жить или в позоре, или в чести.
в битве калашников ведет себя достойно. выказав свое уважение царю, руси и всему народу, он бросает открытый вызов кирибеевичу:
к тебе вышел я, басурманский сын, -
вышел я на страшный бой, на последний бой!
калашников побеждает опричника – от удара купца тот падает замертво. но степану парамоновичу предстояло еще одно испытание - держать ответ перед разгневанным царем. и это герой проходит с честью – он смело и прямо, глядя в глаза грозному, рассказывает, почему убил кирибеевича.
калашников понимает, что царь казнит его. и он с достоинством принимает и это, лишь просит ивана грозного позаботиться о его семье:
не оставь молодую вдову
да двух братьев моих своей
перед казнью герой прощается со своими братьями и наказывает им попрощаться со всем, что было ему дорого – с женой, детьми, родительским домом, друзьями. также он просит за его грешную душу в церкви.
калашников погибает, но память о нем остается не только в сердцах его родных, но и среди всего народа. я думаю, это происходит потому, что купец калашников – это воплощение лучших черт народа. недаром он бьется с «басурманином», защищая не только свою семью, но и свою страну, свой народ.
эссе на тему: мой лермонтов
лермонтовские стихи вошли в мою жизнь ещё с детства. свободно и легко я подчинился волнистому ритму «русалки», тихим строкам «ангела», манящей тревожности «паруса». реальное смешивалось с нереальным, четкое с зыбким, и все это вместе было поэзией. позже, в часы раздумчивого горя, в той или иной мере на долю каждого человека, я повторял либо строки «сна», либо «», бог знает из каких еще стихов, все они мне близки. так, в годы войны с неожиданной яркостью вспомнилось не только «бородино», но и горькая исповедь умирающего офицера («завещание»):
наедине с тобою, брат,
хотел бы я
через всю мою жизнь прошло стихотворение «парус», слитое с судьбами всего поколения. лермонтов - ближайший наследник и восприемник пушкина, как и он, получил дар различать «в шуме и звоне» жизни то, что недоступно слуху обыкновенного человека. в сочетании огромного мастерства и величайшей безыскусственности встает перед нами поэзия лермонтова.
лермонтов - то явление в поэзии, которое принято называть чудом. но, вглядываясь в истоки этого чуда, мальчик, наделенный действительно необыкновенными способностями, не остановился на полдороге, а сознательно и настойчиво совершенствовал свой талант. поставив перед собой великую цель, он сам создал себя и вызвал к жизни то чудо, которому мы не перестаем удивляться. и когда молодой поэт впервые вышел на суд читателей, он уже никак не мог оказаться в положении дебютанта, разыгрывающего перед публикой трудную симфонию и терпящего неизбежный провал. нет, действительный автор «песни купца калашникова», «бородина», «русалки» и других произведений, в первый раз прочитанных людьми 30-х годов, был к тому времени уже сложившимся поэтом, поэтом с сложным миропониманием, с контрастной сменой настроений, душевного состояния.
но лермонтов не стал бы великим поэтом, если бы он свой могучий, почти неестественный дар замкнул в самом себе. он рано, еще в отроческие годы, проникся мыслью о гражданственном назначении поэзии. свидетельство тому его стихи об июльских днях в париже, которые даже в наше время выглядят революционными. появление стихотворения «смерть поэта» не было случайным, оно было подготовлено в процессе духовною созревания поэта-гражданина. в дальнейшем его мятежная муза доставляла много беспокойства всесильным «пашам» и «голубым мундирам», объявившим ему войну не на жизнь, а на смерть. он страстно любил россию, но он не мог не видеть кровоточащие язвы «страны рабов, страны господ». и свое творчество он хотел уподобить не безобидной игрушке, но кинжалу, с которым он вступал в неравную борьбу против общественной несправедливости. его стихи, посвященные поэзии, являются подлинным манифестом боевого искусства, не потерявшего значения до сих пор.
лермонтов живет среди нас. это действительно так, и оттого, что эти слова тысячи раз были повторены, они не перестают оставаться верными. каждый заново для себя открывает лермонтова. гений его настолько всеобъемлющ и многосторонен, что эти открытия будут продолжаться без конца. однако океан лермонтовской поэзии трудно расстается с тайнами, запрятанными в его глубинах. и настоящие открытия лермонтовского мира приходят тогда, когда они подготовлены знанием его поэзии, одухотворены любовью и интересом к его творчеству еще в школьные годы.