Сложный план I. Вступление
1.
II. Основная часть
1.
2.
3.
III. Заключенипе
1.
Ночь была сизая, лунная; тонкие тучи, как совиные перья, рассыпались по небу, но не касались легкой ледяной луны. Деревья - груды серого инея - отбрасывали черную тень на сугробы, загоравшиеся там и сям металлической искрой. Во флигеле, в жарко натопленной плюшевой гостиной, Иван поставил на стол аршинную елку в глиняном горшке и как раз подвязывал к ее крестообразной макушке свечу,- когда Слепцов, озябший, заплаканный, с пятнами темной пыли, приставшей к щеке, пришел из большого дома, неся деревянный ящик под мышкой. Увидя на столе елку, он спросил рассеянно, думая о своем: - Зачем это?
Иван, освобождая его от ящика, низким круглым голосом ответил: - Праздничек завтра.
- Не надо,- убери Слепцов, и сам подумал: "Неужто сегодня Сочельник? Как это я забыл?" Иван мягко настаивал: - Зеленая. Пускай постоит...
, убери,- повторил Слепцов и нагнулся над принесенным ящиком. В нем он собрал вещи сына - сачок, бисквитную коробку с каменным коконом, расправилки, булавки в лаковой шкатулке, синюю тетрадь. Первый лист тетради был наполовину вырван, на торчавшем клочке осталась часть французской диктовки. Дальше шла запись по дням, названия пойманных бабочек и Другие заметы: "Ходил по болоту до Боровичей...", "Сегодня идет дождь, играл в шашки с папой, потом читал скучнейшую "Фрегат Палладу", "Чудный жаркий день. Вечером ездил на велосипеде. В глаз попала мошка. Проезжал, нарочно два раза, мимо ее дачи, но ее не видел..."
Слепцов поднял голову, проглотил что-то - горячее, огромное. О ком это сын пишет?
"Ездил, как всегда, на велосипеде", стояло дальше. "Мы почти переглянулись. Моя прелесть, моя радость..."
- Это немыслимо Слепцов,- я ведь никогда не узнаю...
Он опять наклонился, жадно разбирая детский почерк, поднимающийся, заворачивающий на полях.
"Сегодня- первый экземпляр траурницы. Это значит- осень. Вечером шел дождь. Она, вероятно, уехала, а я с нею так и не познакомился. Прощай, моя радость. Я ужасно тоскую..."
"Он ничего не говорил мне..." - вспоминал Слепцов, потирая ладонью лоб.
А на последней странице был рисунок пером: слон - как видишь его сзади,- две толстые тумбы, углы ушей и хвостик,
Слепцов встал. Затряс головой, удерживая приступ страшных сухих рыданий.
- Я больше не могу...- простонал он, растягивая слова, и повторил еще протяжнее: - не - могу - больше...
"Завтра Рождество,- скороговоркой пронеслось у него в голове.- А я умру. Конечно. Это так просто. Сегодня же..."
Он вытащил платок, вытер глаза, бороду, щеки. На платке остались темные полосы.
- ...Смерть,- тихо сказал Слепцов, как бы кончая длинное предложение.
Тикали часы. На синем стекле окна теснились узоры мороза. Открытая тетрадь сияла на столе, рядом сквозила светом кисея сачка, блестел жестяной угол коробки. Слепцов зажмурился, и на мгновение ему показалось, что до конца понятна, до конца обнажена земная жизнь - горестная до ужаса, унизительно бесцельная, бесплодная, лишенная чудес...
И в то же мгновение щелкнуло что-то- тонкий звук - как будто лопнула натянутая резина. Слепцов открыл глаза и увидел: в бисквитной коробке торчит прорванный кокон, а по стене, над столом, быстро ползет вверх черное сморщенное существо величиной с мышь. Оно остановилось, вцепившись шестью черными мохнатыми лапками в стену, и стало странно трепетать. Оно вылупилось оттого, что изнемогающий от горя человек перенес жестяную коробку к себе, в теплую комнату, оно вырвалось оттого, что сквозь тугой шелк кокона проникло тепло, оно так долго ожидало этого, так напряженно набиралось сил и вот теперь, вырвавшись, медленно и чудесно росло. Медленно разворачивались смятые лоскутки, бархатные бахромки, крепли, наливаясь воздухом, веерные жилы. Оно стало крылатым незаметно, как незаметно становится прекрасным мужающее лицо. И крылья - еще слабые, еще влажные - все продолжали расти, расправляться, вот развернулись до предела, положенного им Богом,- и на стене уже была - вместо комочка, вместо черной мыши,- громадная ночная бабочка, индийский шелкопряд, что летает, как птица, в сумраке, вокруг фонарей Бомбея.
И тогда простертые крылья, загнутые на концах, темно-бархатные, с четырьмя слюдяными оконцами, вздохнули в порыве нежного, восхитительного, почти человеческого счастья
Княжил первый брат, жену свою любя
Но повадился летать к ней змей крылатый
Облик мужа принимая на себя.
И когда открылось это наважденье,
Петр - брат родной - мечом его убил,
Но во время их жестокого сраженья
Кровью змей его своею окропил.
Скоро тело у Петра покрылось язвой,
И ему не в силах был никто,
Только девица одна - дочь древолаза -
Князю мазь дала из собранных цветов.
А в обмен на исцеление Февронья
Попросила, чтобы в жены взял ее,
Но была она бедна и худородна,
И забыл он, исцелившись, про нее.
Только скоро язва вновь к нему вернулась,
И примчался он к Февронии, стыдясь…
Но она ему как прежде улыбнулась:
- Исцелю тебя, коль женишься, мой князь!
И почувствовав опять себя здоровым,
Обещанье Петр выполнил свое.
Только муромцы их встретили сурово:
не хотели принимать они ее.
И тогда от трона князя-самодержца
Отказался он, чтоб быть с женой своей,
Полюбив ее душою всей и сердцем,
Хоть была она не княжеских кровей.
Только вскоре образумились вельможи -
Умолять его вернуться принялись.
Без него никто уж властвовать не может,
И за власть бояре все передрались!
Возвратившись снова в Муром, муж с женою
Справедливо управляли градом тем.
И была Февронья мудрою такою,
Что никто ее обидеть не хотел.
А когда настал конец пути земного,
Умолили слезно Господа они,
Чтобы в иноческом чине - вместе, оба
В час один свои окончили бы дни.
Завещав похоронить в одной гробнице,
И друг друга перед смертью подождав,
Улетели две души, как будто птицы,
Но тела их положили в двух гробах.
Но наутро те гробы пустыми были,
А они лежали рядышком, вдвоем
В той завещанной гробнице, и любили,
Даже будучи уже на свете том!
Поэма Пушкина «Медный всадник» выявляет вечный конфликт – противоречие между интересами личности и государства. Пушкин считал, что этот конфликт неизбежен, по крайней мере, в России.