«Слово о полку Игореве» как художественное произведение Древней Руси изучается на уроках литературы в 7 классе средней школе. При этом у учителя словесника традиционно возникает сразу несколько затруднений. Первое – возрастное. Ученику 21 века 12-13 лет от роду нелегко бывает проникнуться социокультурными и политическими проблемами, легшими в основу «Слова о полку Игореве», поэтому зачастую учителю приходится их примитивизировать, что примитивизирует, в свою очередь, и восприятие текста. Второе затруднение, возникающее при восприятии учениками «Слова..» – эстетического характера. Эстетика древнерусского средневековья весьма специфична, и в полной мере воспринимается реципиентом, знакомым с особенностями мировоззрения и культуры средних веков вообще и Древней Руси – в частности. Ученик же 7 класса не только слабо знает их, но и психологически воспринять как адекватные (а не непонятные и – более того – примитивные с его точки зрения) может с трудом. Как видим, в этом случае возникает уже третье затруднение – психологическое.
Однако «Слово о полку Игореве», по праву считающееся жемчужиной древнерусской литературы, традиционно изучалось и изучается в школах России. Прослеживая историю изучения памятника с начала 19 века, О.В. Творогов отмечает определенную тенденцию изменений подходов к тексту: от использования примеров из него лишь для иллюстрации политической ситуации на Руси 12 века до анализа художественных особенностей «Слова…». «Об интересе к «Слову…» как к произведению школьной программы, –отмечает исследователь, – говорят споры о методах его изучения. Главное возражение вызывает дробный, преимущественно филологический разбор. Противником последнего выступает В. И. Водовозов, трижды обращавшийся к «Слову о полку Игореве» в своих педагогических трудах. Рекомендации Водовозова опираются на подход к литературе как к явлению общественной жизни. В книге Водовозова «Рассказы из русской истории» «Слово…» представлено как материал для чтения детей младшего возраста. Произведение приводится в доступном для них изложении, сопровождается репликами, обращенными к ребенку. Гимназистам старших классов предназначена глава в книге «Древняя русская литература...». На материале «Слова…» здесь решаются задачи патриотического воспитания. В книге для учителя — «Словесность в образах и разборах» «Слово о полку Игореве» рассматривается в сопоставлении с другими произведениями. Автор приводит читателя к выводу, что оно отразило важные события в жизни народа, отличается исторической точностью, что в нем сильны мифологические элементы» [1, с. 268].
«Слово о полку Игореве» как художественное произведение Древней Руси изучается на уроках литературы в 7 классе средней школе. При этом у учителя словесника традиционно возникает сразу несколько затруднений. Первое – возрастное. Ученику 21 века 12-13 лет от роду нелегко бывает проникнуться социокультурными и политическими проблемами, легшими в основу «Слова о полку Игореве», поэтому зачастую учителю приходится их примитивизировать, что примитивизирует, в свою очередь, и восприятие текста. Второе затруднение, возникающее при восприятии учениками «Слова..» – эстетического характера. Эстетика древнерусского средневековья весьма специфична, и в полной мере воспринимается реципиентом, знакомым с особенностями мировоззрения и культуры средних веков вообще и Древней Руси – в частности. Ученик же 7 класса не только слабо знает их, но и психологически воспринять как адекватные (а не непонятные и – более того – примитивные с его точки зрения) может с трудом. Как видим, в этом случае возникает уже третье затруднение – психологическое.
Однако «Слово о полку Игореве», по праву считающееся жемчужиной древнерусской литературы, традиционно изучалось и изучается в школах России. Прослеживая историю изучения памятника с начала 19 века, О.В. Творогов отмечает определенную тенденцию изменений подходов к тексту: от использования примеров из него лишь для иллюстрации политической ситуации на Руси 12 века до анализа художественных особенностей «Слова…». «Об интересе к «Слову…» как к произведению школьной программы, –отмечает исследователь, – говорят споры о методах его изучения. Главное возражение вызывает дробный, преимущественно филологический разбор. Противником последнего выступает В. И. Водовозов, трижды обращавшийся к «Слову о полку Игореве» в своих педагогических трудах. Рекомендации Водовозова опираются на подход к литературе как к явлению общественной жизни. В книге Водовозова «Рассказы из русской истории» «Слово…» представлено как материал для чтения детей младшего возраста. Произведение приводится в доступном для них изложении, сопровождается репликами, обращенными к ребенку. Гимназистам старших классов предназначена глава в книге «Древняя русская литература...». На материале «Слова…» здесь решаются задачи патриотического воспитания. В книге для учителя — «Словесность в образах и разборах» «Слово о полку Игореве» рассматривается в сопоставлении с другими произведениями. Автор приводит читателя к выводу, что оно отразило важные события в жизни народа, отличается исторической точностью, что в нем сильны мифологические элементы» [1, с. 268].