Память Преподобного Сергия Радонежского православная церковь празднует 24 сентября по старому стилю. В этот день в храмах поются песнопения – стихиры, в которых прославляются духовные подвиги Преподобного. Знаменательным и, может быть, несколько необычным для нас, привыкших к пропаганде против «унылой, схоластической церковности», является иное: среди этих, казалось бы, сугубо религиозных имеется одно, ярко и выразительно повествующее о роли Преподобного в укреплении Русского государства. Что же мы знаем о Сергии Радонежском? О времени появления на свет Варфоломея, впоследствии принявшего монашество под именем Сергия Радонежского, по-разному (от 1313 до 1322 г.) говорится не только в популярной, но и в научной литературе. Точно так же указываются разные годы основания им Троицкого монастыря (от 1337 до 1345) и его смерти (от 1391 до 1397 г.). Несогласия в определенности вех жизни и деятельности Сергия Радонежского объясняются бедностью имеющихся источников. Кроме его Жития, в распоряжении исследователей есть 12 упоминаний о Сергии в летописях и 7 документов, где прямо или косвенно называется Троицкий настоятель. Однако среди всех источников агиографический памятник остается главным. Большую работу по выявлению списков источников проделал в последние годы Б.М. Клосс. В хранилищах Москвы, Петербурга, Киева и Вильнюса он обнаружил около 400 рукописей, содержащих Житие Сергия Радонежского, сравнил списки, определил редакции и дал картину их сменяемости. Главный биограф Сергия, крупный русский средневековый писатель Епифаний Премудрый начал собирать о нем сведения в 1393 – 1394 гг. В течение 20 лет он написал некоторые разделы Сергиева Жития, но не в хронологическом порядке. Более или менее окончательную отделку своему труду он придал в 1418 г. В настоящее время Житие Епифания считается одним из самых достоверных источников.
В басне Крылова Осел и Соловей каждый из героев выступает символом качеств, которые стоят того, чтобы о них задуматься. Итак, Соловей. Птица прекрасным пением олицетворяет человека - мастера своего дела, с даром от самой Природы. К пению птицы прислушивается каждый, кто его услышит и каждый высоко оценит талант Соловья, чем тот по праву гордится. Крылов использует такие выразительные интонации и слова в адрес Соловушки, которые кажется не превзошел никто из русских писателей. Очаровательные, подробные описания окружающей обстановки, реакции людей и животных на песню птицы, доказывают к тому же, что Крылов – не просто баснописец, он – великий поэт. Соловей описан так, что не найдется больше ничего того, что стоило бы добавить.Осёл же, напротив, совершенно не разбирается в пении, но оценивать Соловья считает возможным. За неимением слуха и понимания прекрасного, посчитал, что даже петух спел бы лучше. Крылов здесь передает абсурдность сложившейся ситуации и моралью в последней строчке басни подводит итог: браться судить о том, о чем даже не имеешь представления – глупо. Осел, сравнивая Соловья с Петухом, сопоставляет две совершенные противоположности, показывая нам отсутствие какого-либо вкуса.
сентября по старому стилю. В этот день в храмах поются песнопения – стихиры,
в которых прославляются духовные подвиги Преподобного. Знаменательным и,
может быть, несколько необычным для нас, привыкших к пропаганде против
«унылой, схоластической церковности», является иное: среди этих, казалось бы,
сугубо религиозных имеется одно, ярко и выразительно повествующее о роли
Преподобного в укреплении Русского государства. Что же мы знаем о Сергии
Радонежском?
О времени появления на свет Варфоломея, впоследствии принявшего монашество
под именем Сергия Радонежского, по-разному (от 1313 до 1322 г.) говорится не
только в популярной, но и в научной литературе. Точно так же указываются
разные годы основания им Троицкого монастыря (от 1337 до 1345) и его смерти
(от 1391 до 1397 г.). Несогласия в определенности вех жизни и деятельности
Сергия Радонежского объясняются бедностью имеющихся источников. Кроме его
Жития, в распоряжении исследователей есть 12 упоминаний о Сергии в летописях
и 7 документов, где прямо или косвенно называется Троицкий настоятель. Однако
среди всех источников агиографический памятник остается главным. Большую
работу по выявлению списков источников проделал в последние годы Б.М. Клосс.
В хранилищах Москвы, Петербурга, Киева и Вильнюса он обнаружил около 400
рукописей, содержащих Житие Сергия Радонежского, сравнил списки, определил
редакции и дал картину их сменяемости.
Главный биограф Сергия, крупный русский средневековый писатель Епифаний
Премудрый начал собирать о нем сведения в 1393 – 1394 гг. В течение 20 лет он
написал некоторые разделы Сергиева Жития, но не в хронологическом порядке.
Более или менее окончательную отделку своему труду он придал в 1418 г. В
настоящее время Житие Епифания считается одним из самых достоверных источников.