Стихотворения А. А. Фета - особая глава русской поэзии. Автор этой главы представляет окружающий мир прекрасным и гармоничным. «Сила Фета в том, что поэт наш, руководимый своим вдохновением, умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой», - писал известный критик А. В. Дружинин в своей статье - «Стихотворения А. А. Фета». Предметом искусства, по мнению Фета, должно быть прекрасное, а для возникновения поэтического произведения необходимы два условия: красота как реально существующий элемент мира и особая прозорливость изображающего ее «ум сердца»: «Поэт тот, кто в предмете видит то, что без его никто не увидит». Благодаря этой поэтической зоркости, весь окружающий мир' представал перед Фетом прекрасным и гармоничным. «Целый мир от красоты», - утверждал поэт. Увлечение Фета пейзажной поэзией начинается с 1853 г. Видимо, здесь сыграло роль сближение с писателями круга «Современника», в особенности с И. С. Тургеневым. Исследователи художественного мастерства Тургенева справедливо отмечают, что «у Тургенева нет деревьев, растений, птиц и насекомых вообще; его флора и фауна всегда конкретны и определенны». Фет переносит эту же особенность в поэзию. Явления природы у него описываются детальнее, предстают более конкретными, чем у его предшественников. В стихах Фета мы встретим, например, не только традиционных птиц, получивших привычную символическую окраску, как орел, соловей, лебедь, жаворонок, но и таких, как лунь, сыч, черныш, кулик, чибис, стриж и др. и каждая птица показана в ее своеобразии. Когда Фет пишет:
И слышу я, в изложине росистой В полголоса скрипят коростели. «Степь вечером»
- здесь в поэзию входят наблюдения человека, который определяет по голосу не только то, какая птица поет, но и где она находится, и какова сила звуков в отношении к обычной силе ее голоса, и даже каково значение услышанных звуков. Ведь в другом стихотворении «Жду я, тревогой объят» в непроглядной тьме ночи коростель «хрипло подругу позвал». Еще одной особенностью пейзажной лирики Фета является его стремление к фиксации изменений в природе. Наблюдения его в стихах постоянно группируются и воспринимаются как фенологические приметы. Пейзажи Фета не просто весенние, летние, осенние или зимние. Фет изображает более частные, более короткие и тем самым более конкретные отрезки сезонов. Вот, скажем, приметы поздней осени
Если бы звери и птицы могли разговаривать на человеческом языке, они предупреждали бы нас об опасности. Многие звери заранее чувствуют землетрясение.
Я думаю, человечество в этом случае могло бы избежать множество катастроф. Собака, учуяв плохого человека, сообщила бы об этом милиции. Таким образом, потерявшиеся люди могли звать на любую собаку или птицу.
Если – бы птицы могли разговаривать, я бы общалась с сорокой, потому что она знает все обо всем. Если была бы возможность, познакомиться с каким – нибудь животным, я бы выбрала лису, потому что она очень хитрая, а значит умная и поэтому с ней есть о чем поговорить.
Я, например, очень боюсь собак, а если бы они умели разговаривать на человеческом языке, я бы сказала: «Я не враг и кусать меня не надо».
Я очень хочу, чтоб моя собака Алый научилась говорить на человеческом языке, он бы был интеллигентным псом. Мне кажется, звери могли бы есть еду, которую едят люди. Есть вилками и ложками из тарелок. Жить в человеческих домах. Играть в разные игры, например баскетбол, футбол, теннис, пинг-понг, заниматься легкой атлетикой, плаванием. Звери так же могли бы чистить зубы, умываться. Могли бы работать.
И, мне кажется, люди могли бы брать с них пример. Жизнь была бы веселая!
«Сила Фета в том, что поэт наш, руководимый своим вдохновением, умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой», - писал известный критик А. В. Дружинин в своей статье - «Стихотворения А. А. Фета».
Предметом искусства, по мнению Фета, должно быть прекрасное, а для возникновения поэтического произведения необходимы два условия: красота как реально существующий элемент мира и особая прозорливость изображающего ее «ум сердца»: «Поэт тот, кто в предмете видит то, что без его никто не увидит».
Благодаря этой поэтической зоркости, весь окружающий мир' представал перед Фетом прекрасным и гармоничным. «Целый мир от красоты», - утверждал поэт.
Увлечение Фета пейзажной поэзией начинается с 1853 г. Видимо, здесь сыграло роль сближение с писателями круга «Современника», в особенности с И. С. Тургеневым.
Исследователи художественного мастерства Тургенева справедливо отмечают, что «у Тургенева нет деревьев, растений, птиц и насекомых вообще; его флора и фауна всегда конкретны и определенны». Фет переносит эту же особенность в поэзию. Явления природы у него описываются детальнее, предстают более конкретными, чем у его предшественников. В стихах Фета мы встретим, например, не только традиционных птиц, получивших привычную символическую окраску, как орел, соловей, лебедь, жаворонок, но и таких, как лунь, сыч, черныш, кулик, чибис, стриж и др. и каждая птица показана в ее своеобразии. Когда Фет пишет:
И слышу я, в изложине росистой
В полголоса скрипят коростели.
«Степь вечером»
- здесь в поэзию входят наблюдения человека, который определяет по голосу не только то, какая птица поет, но и где она находится, и какова сила звуков в отношении к обычной силе ее голоса, и даже каково значение услышанных звуков. Ведь в другом стихотворении «Жду я, тревогой объят» в непроглядной тьме ночи коростель «хрипло подругу позвал».
Еще одной особенностью пейзажной лирики Фета является его стремление к фиксации изменений в природе. Наблюдения его в стихах постоянно группируются и воспринимаются как фенологические приметы. Пейзажи Фета не просто весенние, летние, осенние или зимние. Фет изображает более частные, более короткие и тем самым более конкретные отрезки сезонов. Вот, скажем, приметы поздней осени
Я думаю, человечество в этом случае могло бы избежать множество катастроф. Собака, учуяв плохого человека, сообщила бы об этом милиции. Таким образом, потерявшиеся люди могли звать на любую собаку или птицу.
Если – бы птицы могли разговаривать, я бы общалась с сорокой, потому что она знает все обо всем. Если была бы возможность, познакомиться с каким – нибудь животным, я бы выбрала лису, потому что она очень хитрая, а значит умная и поэтому с ней есть о чем поговорить.
Я, например, очень боюсь собак, а если бы они умели разговаривать на человеческом языке, я бы сказала: «Я не враг и кусать меня не надо».
Я очень хочу, чтоб моя собака Алый научилась говорить на человеческом языке, он бы был интеллигентным псом. Мне кажется, звери могли бы есть еду, которую едят люди. Есть вилками и ложками из тарелок. Жить в человеческих домах. Играть в разные игры, например баскетбол, футбол, теннис, пинг-понг, заниматься легкой атлетикой, плаванием. Звери так же могли бы чистить зубы, умываться. Могли бы работать.
И, мне кажется, люди могли бы брать с них пример. Жизнь была бы веселая!