Символічний образ лебедів у своєму творі використав А Григір Тютюнник Б Михайло Стельмах В Ліна Костенко
3.Мотив дороги в поезії «Лебеді материнства» означає
А дорога до рідного дому Б людське життя В поїздка до іншого міста
4. «Очі материнські і білява хата»- це символ А материнської любові, ніжності Б родини, родинного вогнища В краси рідного дому, затишку
5. «Верби і тополі» у творі символізують А мамині лагідні очі Б Україну, рідний край В материнську любов, щастя
6.Головна думка поезії «Ти знаєш, що ти – людина?» - А унікальність, неповторність кожної людини Б утвердження любові до рідного краю, України В «І жити спішити треба, Кохати спішити треба – Гляди ж не проспи!»
7.Обрамлення твору утворюють такі рядки поезії
А Усмішка твоя - єдина, Мука твоя – єдина, Очі твої - одні
Б Ти знаєш, що ти – людина? В Більше тебе не буде
8.Новими Колумбами й Магелланами Василь Симоненко називає
А нове покоління знаючих, розумних українців Б дослідників усього нового, незвіданого В геологів-розвідників
9. Автор закликає сучасників до мандрівок А Кличуть нас у мандри океани Б Мріяти й шукати, доки жити, Шкварити байдужість на вогні! В В океані рідного народу Відкривай духовні острови!
10.На думку В. Симоненка, відкриття для допитливих ніколи не завершаться, бо
А жага допитливості й мрійництва не зникне ніколи Б Україно, доки жити буду, Доти відкриватиму тебе В Хто сказав, що все уже відкрито?
11.Ліну Костенко виключили зі Спілки письменників України за
А участь у дисидентському русі Б неповагу до влади В написання неправдивих творів
12.Який твір Ліни Костенко названий іменем української піснетворки
А «Маруся Чурай» Б «Марія Приймаченко» В «Катерина Білокур»
13.Установіть відповідність між автором і назвою твору
Автор Назва твору
1.В.Симоненко А «Щедрий вечір»
2.Ліна Костенко Б «Гер переможений»
3.Г.Тютюнник В «Чайка на крижині»
4.Л.Пономаренко Г «Лебеді материнства»
5.М. Стельмах Д «Климко» Е «Скарб»
14. Новела- це А твір, у якому наявні описи звитяжних сторінок історії народу, а герої служать високим ідеалам людства: гуманності, свободи та братерства
Б невеликий за обсягом прозовий твір про незвичайну подію з несподіваним фіналом
В твір, сюжет якого побудований на історичному матеріалі та відтворює в художній формі певний період історії
15.Висловіть власну думку, узявши за основу слова Василя Симоненка: «Жоден вітер сонця не остудить, Півень землю всю не розгребе!»
Герой вспоминает, что первое время на фронте было очень тяжело: наши отступали, немцы одерживали верх. Через слова Соколова автор подчеркивает, что в советских рядах воевали совершенно разные люди, а не одни лишь герои. Были и те, кто боялся, «скулил и сопли размазывал», по выражению главного героя. Военный дух советского войска падал, и только сильные люди «держали себя в руках». Но был и еще один аргумент, для Соколова самый сильный, – «… этим разнесчастным бабенкам и детишкам не слаже нашего в тылу приходилось. Вся держава на них оперлась!» Конечно, и Андрей Соколов – не безупречный герой, ему тоже было страшно и «тошно». Но он, как мужчина, как более сильный, брал этот груз на себя, стремясь хоть немного, но облегчить жизнь женщинам и детям в тылу. И таких людей, я уверена, было в те годы предостаточно.
За первый год войны Соколов был два раза ранен. Про это время он говорит, что ему «везло». Потому что немецкий плен, который герой выдержал позже, можно сравнить только с адом, и все другое на войне можно было назвать везением. В машину Соколова, который под неприятельским огнем вез патроны солдатам, попал снаряд. Очнувшись, герой понял, что оказался в немецком плену: «Ох, браток, нелегкое это дело понять, что ты не по своей воле в плену. Кто этого на своей шкуре не испытал, тому не сразу в душу въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта штука».
За два года плена Соколов натерпелся нечеловеческих издевательств и мучений: «Били за то, что ты - русский, за то, что на белый свет еще смотришь, за то, что на них, сволочей, работаешь». Но, несмотря на это, немцам не удалось сломить характер героя, наверное, поэтому он и остался жив.
Кульминацией пребывания героя в плену и одной из кульминаций рассказа стал эпизод разговора Соколова с лагерфюрером Мюллером. Идя на встречу с Мюллером, Андрей осознает, что идет на смерть. Он собирается с духом, чтобы взглянуть на врага и в дуло пистолета отважно, как и подобает русскому солдату. Да и перед лицом лагерфюрера Соколов держится с огромным достоинством. Он, находящийся на грани голодной смерти, не стал пить за победу фашистских войск: «…у меня есть свое, русское достоинство и гордость и … в скотину они меня не превратили, как ни старались».
После этого даже фашисты преклонились перед сильным русским характером, полным достоинства, свободы и любви к Родине. Мюллер говорит, что уважает достойных противников, и в знак своего признания даже дает герою кусок сала и хлеба. Фашистское угощенье разделили поровну между всеми обитателями барака. Русский солдат при любых условиях остается русским солдатом! Это подтверждает и то, как Соколов из плена. Он бежал и привез с собой немецкого генерала, который был советским войскам «дороже двадцати языков».
Но на этом несчастья героя не закончились. Вскоре он узнал, что его жена и дочери погибли, а 9 мая, в день победы, погиб и его единственный сын. Свет померк перед Андреем. Исчез смысл жизни, незачем стало жить. Но и тогда выстоял русский солдат. А чуть позже судьба дала ему еще один шанс – Соколов встретил маленького бродяжку Ванюшу, у которого родители погибли на фронте. И перед Соколовым вновь забрезжил свет…
Судьба героя во многом типична: жестокая война, физические и душевные страдания и испытания, потеря всех близких. Но всегда Соколов сумел оставаться человеком, русским человеком и русским солдатом, перед которым склоняли голову даже звери в человеческом обличье – фашисты.