Схема анализа эпизода прозаического произведения 1. Дать название эпизоду
2. Определить роль эпизода в тексте
3. Характеристика основных героев (образов) эпизода, речь, поступки, «внутренние монологи».
4.Особенности изображения в эпизоде:
- пейзажа (если есть); - интерьера (если есть); - душевного состояния героев;
4. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:
• автора;
• персонажей, особенно если это эпизод-диалог.
5. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:
- автора; - персонажей, особенно если это эпизод-диалог.
6. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода. [15]
Все смотрели на Першина, но чей-то взгляд, тяжёлый и пронзительный, Настя все время чувствовала на себе и боялась поднять голову. «Кто бы это мог быть? — подумала она. — Неужели кто-нибудь догадался? Как глупо. Опять расходились нервы». Она с усилием подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на нее, усмехаясь. На его виске как будто тяжело билась тонкая склеротическая жилка. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: — «Эх, ты!»
Настя быстро встала, вышла, торопливо оделась внизу и выбежала на улицу. Валил водянистый снег. На Исаакиевском соборе выступила серая изморозь. Хмурое небо все ниже опускалось на город, на Настю, на Неву.
«Ненаглядная моя, — вспомнила Настя недавнее письмо. — Ненаглядная!» Настя села на скамейку в сквере около Адмиралтейства и горько заплакала. Снег таял на лице, смешивался со слезами.
Настя вздрогнула от холода и вдруг поняла, что никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье.
«Поздно! Маму я уже не увижу», — сказала она про себя и вспомнила, что за последний год она впервые произнесла это детское милое слово — «мама».
Она вскочила, быстро пошла против снега, хлеставшего в лицо.
«Что ж что, мама? Что? — думала она, ничего не видя. — Мама! Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила».
Анализ и интерпретация
Дайте аргументированный ответ на одну из предложенных тем. Объём 90-110 слов [10]
1. Автобиографические мотивы в стихотворении А. С. Пушкина «Арион».
2. Две дочери: позднее раскаяние (по повести А. С. Пушкина и рассказу К.Г. Паустовского)
3. О чём «телеграфирует» нам К. Г. Паустовский своим произведением?
Каждый вечер папа брал тетрадку, карандаш и подсаживался к Тане и бабушке.
— Ну, какие ваши достижения? — спрашивал он.
Папа объяснил Тане, что достижениями называется все то хорошее и полезное, что сделал за день человек. Танины достижения папа аккуратно записывал в тетрадку.
Однажды он спросил, как обычно держа наготове карандаш:
— Ну, какие ваши достижения?
— Таня мыла посуду и разбила чашку, — сказала бабушка.
— Гм… — сказал отец.
— Папа! — взмолилась Таня. — Чашка была плохая, она сама упала! Не стоит писать о ней в наши достижения! Напиши просто: Таня мыла посуду!
— Хорошо! — засмеялся папа. — Накажем эту чашку, чтобы в следующий раз, при мытье посуды, другая была осторожней!
Главные герои рассказа Осеевой «Танины достижения» — девочка Таня и ее папа. Танин папа внимательно следил за успехами своей дочери, и все ее достижения записывал в специальную тетрадку. Самой Тане папа когда-то пояснил, что достижения – эта хорошие и полезные дела. Девочка запомнила это пояснение.
Однажды папа, как обычно, спросил у Тани и у ее бабушки, какие у его дочери были достижения за день. Бабушка сказала, что Таня мыла посуду и разбила чашку. Папа задумался. С одной стороны, мытье посуды – это достижение, но, с другой стороны, разбитую чашку достижением назвать сложно.
Видя папино замешательство, Таня пошла на хитрость – она сказала, что чашка разбилась сама и не стоит про нее писать в тетрадку. Она попросила папу записать в достижения только мытье посуды.
Папа в ответ засмеялся и сказал, что разбитая чашка будет наказана – он не будет записывать ее в тетрадку, чтобы другим чашкам было неповадно разбиваться самим.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Осеевой «Танины достижения» заключается в том, что дети очень быстро схватывают «правила игры» и придумать массу обойти эти правила для достижения нужного им результата. Таня усвоила, что запись в тетрадку достижений повышает ее престиж в глазах взрослых и девочка старалась, чтобы в тетрадку попадали только ее положительные действия. Поэтому, разбив чашку, она придумала хитрую отговорку, заявив, что чашка разбилась сама. Тем самым, девочка постаралась снять с себя вину за разбитую чашку.
Рассказ «Танины достижения» учит не уходить от ответственности и честно признавать свои ошибки. Папа Тани обратил ситуацию в шутку, сказав, что он наказывает разбитую чашку, чтобы другие чашки были осторожнее и не разбивались. Тем самым он деликатно дал понять дочери, чтобы она была осторожнее, когда в следующий раз будет мыть посуду.
В рассказе Осеевой мне понравился папа Тани. Он придумал записывать достижения своей дочери в специальную тетрадь, стимулируя таким образом ее правильное воспитание. Когда же дочь случайно разбила чашку, папа не стал ее ругать, а нашел донести до девочки мысль, что с посудой следует обращаться осторожно.
Какие пословицы подходят к рассказу «Танины достижения»?Чего недосмотришь, за то и ответишь.
Наказывать легче, воспитывать труднее.
Осторожность — мать мудрости.