Жизнь федора достоевского была трагичной, и, быть может, трагизм его собственной судьбы ему ощутить такие глубины трагического в мире и в человеке, которые большинство людей не может, или не желает видеть. трудная жизнь в бедности, каждодневный труд на износ, тяжелое нервное расстройство, вынесенный в юности смертный приговор за участие в социалистическом кружке (приговор был изменен в последнюю минуту перед расстрелом и заменен каторгой) , нелегкие годы, проведенные в сибири, затем разочарование в былых революционных и социалистических идеалах, непрестанные сомнения в существовании христианского бога и жажда верить в него – так складывался жизненный путь писателя. значительную часть своей жизни достоевский прожил в петербурге – городе, где россия и европа соединились, переплелись и сошлись в противоборстве и, можно сказать, что он был во многом петербургским писателем. величавые громады дворцов над реками и каналами, гранитные набережные, правильные прямые проспекты, прекрасные памятники и, рядом с этим величием и великолепием, - чахоточный туман, грязные “доходные” дома, где в жалких каморках, в мрачной сырой атмосфере сгущающихся сумерек , мучаются, сходят с ума “униженные и оскорбленные” “бедные люди” – герои достоевского. нередко достоевского называют “жестоким талантом”, а его мировоззрение характеризуют как “философию трагедии”. весь свой гений достоевский посвятил раскрытию тайны человека. он так и писал: “человек есть тайна. ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком”. существование бога и предназначение человека для героев достоевского – не просто “точки зрения”, но вопросы жизни и смерти. в относительно спокойном, еще самодовольно верящем в прогресс, науку и разум, но уже не верящем в бога, xix веке, достоевский (задолго до фрейда, открывшего бессознательное) , указывает на скрытую в человеке склонность к агрессии, на утрату современным человеком смысла жизни, на одиночество и трагизм человеческого существования, сильнейшую внутреннюю борьбу. “дьявол с богом борется, а поле битвы – сердце человека”, говорит писатель. герои достоевского – мятущиеся натуры, всегда пребывающие в дисгармонии, в “надрыве”, одержимые “проклятыми вопросами”, неспособные к мещански-равнодушной жизни, жаждущие переделать мир, спасти человечество, выходящие за рамки общепринятых норм, “золотой” - благодушной и безопасной, - “середины”. подобно другим пророкам, своим современникам – кьеркегору и ницше, достоевский больше созвучен катастрофизму хх века, чем своему времени. в человеке есть много такого, о чем он сам и не подозревает и что писатель называет “подпольем”. эта тайная, подсознательная жизнь человека выступает то в виде его “двойника” (например, смердяков – брат и двойник ивана карамазова) , то в виде “подпольного человека” (повесть “записки из подполья”). важнейшие для человека проблемы писатель разрешает не путем рассуждения, а через поступки, через судьбу своих персонажей. этим героям (даже порой лично ему малосимпатичным) достоевский дает возможность высказаться в полную меру, показать всю логику своих мыслей и следующих за ними действий. поэтому-то герои – “разрушители” и “отрицатели”, одержимые страстями, гордыней, неверием, - иван карамазов, родион раскольников – выглядят убедительно и по-своему привлекательно. они зачастую правдоподобнее и глубже, чем “положительные” персонажи достоевского – соня мармеладова, князь мышкин, алеша карамазов или старец зосима. достоевский восстает против просветительского мифа о человеке, как прежде всего рассудочном существе, в котором рассудок отождествляется с добрым началом, а биологические инстинкты – со злым. зло в человеке (как и добро) таится не в одних биологических инстинктах, а в самом духе, в сердце человека, оно есть тоже явление духовного порядка. продолжение в комментариях.
Федя — самый старший из мальчиков, ему около 14 лет. Он хорошо сложен, с красивыми чертами лица, со светлыми волосами и голубыми глазами. Одет он богато: на нём новый армяк, подпоясанный голубым пояском, на котором висит гребешок, сапоги по размеру. Он — лидер компании, держит дистанцию, поддерживает разговор, хотя сам историй не рассказывает.
Павлуша — на вид ему не больше 12 лет, одет в заплатанные штаны и простую домотканую рубаху. Он не красив: у него большая голова, большой рот, чёрные волосы всклочены, лицо рябое. Но ему больше всех симпатизирует автор, потому что он смелый, в нём есть внутренняя сила: он не боится таинственных звуков и шорохов, успокаивает мальчиков, объясняет происходящее с реальной, а не мистической точки зрения, ходит за водой. Он рассказывает историю, как в селе ждали "светопрестановление" (конец света), но вместо Тришки (антихриста) появился бочар Вавила, который нацепил на голову новый жбан. Его история, в отличии от других, смешная. Он погибает, упав с лошади.
Илюша — внешность у него непримечательная, он подслеповат и потому щурится, вид у него озабоченный. Он лучше других разбирается в суевериях и объясняет ими все события. Он рассказывает большое количество историй: про домового, который ночью гремел на рольне, об утопленнике, на могиле которого сидел барашек, об Ульяне, которая пошла в родительскую субботу на паперть и увидела на дороге сначала мальчика Ивашку, а потом саму себя, о лешем, который всю ночь водил мужика по лесу, об Акулине, которая бросилась в воду от несчастной любви и которую "испортил" водяной.
Костя — ему около 10 лет, он задумчив, печален, лицо заострено к низу и напоминает беличью мордочку. У него большие пронзительные глаза, которые словно хотят что-то сказать. Он тщедушен, одет бедно. В компании над ним подтрунивают, автор называет его "трусишкой". Он рассказывает историю о том, как слободский плотник видел в лесу русалку, которая смеялась и звала его к себе.
Ваня — самый младший мальчик, ему лет семь, он всё время лежит под рогожкой, лишь изредка высовывая кудрявую русую голову. Автор сначала даже не замечает его. Роль его незначительна, он практически не участвует в разговоре, лишь иногда прислушивается, когда говорят о чём-то важном. Он ещё совсем ребёнок, его привлекает красота ночного неба: звёзды он сравнивает с роем пчёл. Федя разговаривает с ним ласково, обещает ему гостинец.
Федя — самый старший из мальчиков, ему около 14 лет. Он хорошо сложен, с красивыми чертами лица, со светлыми волосами и голубыми глазами. Одет он богато: на нём новый армяк, подпоясанный голубым пояском, на котором висит гребешок, сапоги по размеру. Он — лидер компании, держит дистанцию, поддерживает разговор, хотя сам историй не рассказывает.
Павлуша — на вид ему не больше 12 лет, одет в заплатанные штаны и простую домотканую рубаху. Он не красив: у него большая голова, большой рот, чёрные волосы всклочены, лицо рябое. Но ему больше всех симпатизирует автор, потому что он смелый, в нём есть внутренняя сила: он не боится таинственных звуков и шорохов, успокаивает мальчиков, объясняет происходящее с реальной, а не мистической точки зрения, ходит за водой. Он рассказывает историю, как в селе ждали "светопрестановление" (конец света), но вместо Тришки (антихриста) появился бочар Вавила, который нацепил на голову новый жбан. Его история, в отличии от других, смешная. Он погибает, упав с лошади.
Илюша — внешность у него непримечательная, он подслеповат и потому щурится, вид у него озабоченный. Он лучше других разбирается в суевериях и объясняет ими все события. Он рассказывает большое количество историй: про домового, который ночью гремел на рольне, об утопленнике, на могиле которого сидел барашек, об Ульяне, которая пошла в родительскую субботу на паперть и увидела на дороге сначала мальчика Ивашку, а потом саму себя, о лешем, который всю ночь водил мужика по лесу, об Акулине, которая бросилась в воду от несчастной любви и которую "испортил" водяной.
Костя — ему около 10 лет, он задумчив, печален, лицо заострено к низу и напоминает беличью мордочку. У него большие пронзительные глаза, которые словно хотят что-то сказать. Он тщедушен, одет бедно. В компании над ним подтрунивают, автор называет его "трусишкой". Он рассказывает историю о том, как слободский плотник видел в лесу русалку, которая смеялась и звала его к себе.
Ваня — самый младший мальчик, ему лет семь, он всё время лежит под рогожкой, лишь изредка высовывая кудрявую русую голову. Автор сначала даже не замечает его. Роль его незначительна, он практически не участвует в разговоре, лишь иногда прислушивается, когда говорят о чём-то важном. Он ещё совсем ребёнок, его привлекает красота ночного неба: звёзды он сравнивает с роем пчёл. Федя разговаривает с ним ласково, обещает ему гостинец.
Объяснение: