«Господа Головлёвы», анализ романа Салтыкова-Щедрина
Тема, основная мысль и проблематика
Тема романа – постепенная деградация, распад и умирание дворянской семьи, разрыв семейных уз. Основная мысль связана с причинами и путями этой деградации: в семье царят отсутствие любви, бездуховность, праздность, отсутствие интеллектуальной деятельности, заменяемое пустословием, невозможность и бесполезность какого бы то ни было труда.
Морально-этические проблемы в романе переплетаются с социальными. Проблема гибели «дворянских гнёзд» была актуальна для русской литературы, но впервые освещалась сатирически, без сочувствия и сожаления. Головлёвская семья гибнет не потому, что обеднела, а потому, что члены её деградировали, духовно оскудели.
Салтыков-Щедрин исследует проблемы, которые приводят к деградации. Во-первых, Это проблемы наследственные: дети и внуки Головлёвых повторяют недостатки родителей, в детях пороки даже усиливаются. Например, Иудушка ещё более подлый и лицемерный, ещё больший стяжатель, чем мать. А его старший и младший брат ещё более безвольные, чем отец. Другая проблема деградации образ жизни Головлёвых. Пьянство и праздность, отсутствие мыслей и деятельности, скудное питание и ограничение общения – всё это сводит в могилу каждого из членов семьи. В основе всех неприятностей детей Головлёвых лежит страсть Арины Головлёвой к накопительству. У неё есть определённый талант: она удесятеряет первоначальный капитал. Но борьба за деньги и становится причиной вымирания.
Флягин Иван Северьяныч - главный герой произведения и основной рассказчик событий. В образе Ф. сплелись мотивы сказочного героя, персонажа бытия, былинного богатыря и героя авантюрного романа. Связь Ф. со сказочным персонажем заключается в его неуязвимости, благополучном преодолении препятствий и преград. Наивность и простосердечие Ф. также напоминает сказочного героя. Он от смерти своих хозяев, а в награду просит только гармонь. Самому Ф. чудесным образом всегда удается избежать неминуемой гибели. На кавказской войне Ф. удачно переплывает реку под выстрелами неприятеля, хотя другим солдатам этого сделать не удавалось. Эта же в любых ситуациях выходить живым и невредимым из любых ситуаций сближает героя с персонажами авантюрных романов. Так же, как и эти персонажи, у него нет дома, он скитается по свету. Он меняет во время своих странствий множество профессий и социальных ролей (крепостной графа К., нянька барскому ребенку, пленник у "татар" князя, солдат, актер в балагане, послушник монастыря). С персонажами бытия Ф. объединяет то, что он был вымоленным ребенком, обещанным Богу. В юности в сновидении ему был предсказан приход в монастырь и паломничество на Соловки. Ф. чувствует в своей жизни присутствие провидения. Его искушают бесы, он открывает в себе дар пророчествовать, но это описано, скорее, с иронией. В отличие от персонажей бытия, Ф. не святой. Ф. герой очень неоднозначный. С одной стороны, он наивен и прямодушен. Всем сердцем чувствует красоту природы. В нем есть самоотверженность и бескорыстие. Убив Грушу, он пытается искупить свою вину и желает освободить молодого крестьянина от тяжелой солдатской службы. Под его именем Ф. идет в армию. Он же отдает барского ребенка настоящей матери, бывшей жене барина. Но в тот же момент, ему присущи нехристианские поступки. В молодости засек кнутом монаха, убил на поединке Савакирея, бросает своих татарских жен и детей. Грехом он посчитал только убийство монаха. В этом образе воплотились основные черты русского народа, и положительные, и отрицательные.
«Господа Головлёвы», анализ романа Салтыкова-Щедрина
Тема, основная мысль и проблематикаТема романа – постепенная деградация, распад и умирание дворянской семьи, разрыв семейных уз. Основная мысль связана с причинами и путями этой деградации: в семье царят отсутствие любви, бездуховность, праздность, отсутствие интеллектуальной деятельности, заменяемое пустословием, невозможность и бесполезность какого бы то ни было труда.
Морально-этические проблемы в романе переплетаются с социальными. Проблема гибели «дворянских гнёзд» была актуальна для русской литературы, но впервые освещалась сатирически, без сочувствия и сожаления. Головлёвская семья гибнет не потому, что обеднела, а потому, что члены её деградировали, духовно оскудели.
Салтыков-Щедрин исследует проблемы, которые приводят к деградации. Во-первых, Это проблемы наследственные: дети и внуки Головлёвых повторяют недостатки родителей, в детях пороки даже усиливаются. Например, Иудушка ещё более подлый и лицемерный, ещё больший стяжатель, чем мать. А его старший и младший брат ещё более безвольные, чем отец. Другая проблема деградации образ жизни Головлёвых. Пьянство и праздность, отсутствие мыслей и деятельности, скудное питание и ограничение общения – всё это сводит в могилу каждого из членов семьи. В основе всех неприятностей детей Головлёвых лежит страсть Арины Головлёвой к накопительству. У неё есть определённый талант: она удесятеряет первоначальный капитал. Но борьба за деньги и становится причиной вымирания.
Флягин Иван Северьяныч - главный герой произведения и основной рассказчик событий. В образе Ф. сплелись мотивы сказочного героя, персонажа бытия, былинного богатыря и героя авантюрного романа. Связь Ф. со сказочным персонажем заключается в его неуязвимости, благополучном преодолении препятствий и преград. Наивность и простосердечие Ф. также напоминает сказочного героя. Он от смерти своих хозяев, а в награду просит только гармонь. Самому Ф. чудесным образом всегда удается избежать неминуемой гибели. На кавказской войне Ф. удачно переплывает реку под выстрелами неприятеля, хотя другим солдатам этого сделать не удавалось. Эта же в любых ситуациях выходить живым и невредимым из любых ситуаций сближает героя с персонажами авантюрных романов. Так же, как и эти персонажи, у него нет дома, он скитается по свету. Он меняет во время своих странствий множество профессий и социальных ролей (крепостной графа К., нянька барскому ребенку, пленник у "татар" князя, солдат, актер в балагане, послушник монастыря). С персонажами бытия Ф. объединяет то, что он был вымоленным ребенком, обещанным Богу. В юности в сновидении ему был предсказан приход в монастырь и паломничество на Соловки. Ф. чувствует в своей жизни присутствие провидения. Его искушают бесы, он открывает в себе дар пророчествовать, но это описано, скорее, с иронией. В отличие от персонажей бытия, Ф. не святой. Ф. герой очень неоднозначный. С одной стороны, он наивен и прямодушен. Всем сердцем чувствует красоту природы. В нем есть самоотверженность и бескорыстие. Убив Грушу, он пытается искупить свою вину и желает освободить молодого крестьянина от тяжелой солдатской службы. Под его именем Ф. идет в армию. Он же отдает барского ребенка настоящей матери, бывшей жене барина. Но в тот же момент, ему присущи нехристианские поступки. В молодости засек кнутом монаха, убил на поединке Савакирея, бросает своих татарских жен и детей. Грехом он посчитал только убийство монаха. В этом образе воплотились основные черты русского народа, и положительные, и отрицательные.