Сделайте краткий пересказ:
но не надо преувеличивать значение устного народного творчества в
древней руси. при всей близости к фольклору это была
письменная (слово «» от латинского litera — буква) ,
при этом высокая, искусная, художественная. она
возникла ещё в x веке вместе с принятием христианства на руси под
влиянием потребностей церкви и государства.
с принятием христианства (988 год) из славянской болгарии,
переживавшей в то время культурный расцвет, на русь были
книги. часть книг переписывалась с болгарских на руси. древнеболгарский
язык, называвшийся на руси церковнославянским, потому что на нём
писались богослужебные книги, был близок и хорошо
понимался читателями того времени. церковнославянский язык,
гибкий и тонкий выражать самые сложные отвлечённые идеи,
чрезвычайно обогатил древний язык, сделал его более
выразительным. до сих пор в нашем языке живут синонимы: — глаза,
славянское — очи; — небо, славянское — небеса и пр. западные
католические страны объединяла латынь, славянские страны —
церковнославянский язык.
нам представляется особенно значительной,
потому что в ней есть черты, созвучные нашей эпохе. произведения нашей
древности отмечены высокой гражданственностью, искренней любовью к
родине. писатели, отделённые от нас многими веками, гордились величием
руси, её обширностью, красотой, «светлой светлостью и красной
украшенностью» её полей и лесов, «дерзостью» (смелостью) людей,
их высокими нравственными качествами. истинный патриотизм
авторов проявлялся и в том, что они смело писали о недостатках и
преступлениях князей.
произведения древней руси пленяют целомудренной чистотой.
не задерживается на описаниях жестокостей, не
лелеет мечту о возмездии врагам. она призывает к возвышенному, хорошему.
в ней мы находим благородные идеалы. почти каждый писатель древней руси
мог бы, подобно а. с. пушкину, сказать о себе, что он «чувства добрые»
пробуждал своим творчеством. он мог бы заявить вместе с н. а.
некрасовым, что он «сеял разумное, доброе, вечное» . поэтому произведения
авторов так живо отвечают нашему времени и возросшей в
нашей стране потребности добра и доброты.
ля древней , как и для в целом,
характерно жизнеутверждение, светлость и ясность. возьмём, например,
наиболее трагичную «повесть о разорении рязани батыем» . что может быть
ужаснее! войско разбито, все князья до единого полегли на поле брани,
город взят, разграблен, сожжён, почти все жители перебиты. остались
только «дым, земля и пепел» . но в повести нет отчаяния, нет уныния.
самый плач о князьях — прославление их доблести, гордость за то,
что такие князья были. и завершается повесть так: приезжает случайно
оставшийся в живых один из рязанских князей, воздаёт должное убитым,
хоронит их с честью, собирает оставшихся в живых жителей,
восстанавливает город, и всё заканчивается всеобщим умиротворением. эта
стойкость духа поразительна.
ещё одно свойство особенно привлекает в
наше время: старинные писатели с глубоким уважением относились к
другим , к их обычаям, их верованиям.
в новой xviii—xx веков продолжаются лучшие
традиции древней. однако древняя словесность имеет свои
особенности, отличающие её от нового времени.
в искусстве слова нового времени мы имеем дело с отдельными авторами,
а древняя хотя и сохранила ряд имён писателей — иларион,
нестор, кирилл туровский и многие другие, — но в целом была творчеством
коллективным. если в новое время произведения классической
печатаются в том виде, в каком их написал автор, то произведения
старинных писателей в течение веков изменялись разными переписчиками.
каждый новый переписчик то несколько сокращал текст, то стремился
«украсить» изложение, то менял смысл нарисованной картины. он
при труд своего предшественника к вкусам и
идейным требованиям своего времени. так возникали новые виды или, как
принято говорить, редакции одного и того же памятника.
в этих новых редакциях памятники жили,
сохраняя в себе основные первоначальные черты и приобретая новые. редкие
памятники сохранились до нас в том виде, как они были впервые написаны,
большинство из них дошло в более поздних «списках».
, в отличие от новой, не знала вымышленных
героев или сюжетов. в древних повестях всегда действовали
лица, описывались события. даже если автор вносил в своё
повествование чудесное, фантастическое, то это не был сознательный
вымысел, потому что сам писатель и его читатели верили в правдивость
описываемого. сознательный вымысел появился лишь в xvii века