Сделать план 40 ! жизненная и судьба лескова сложилась трудно. родился писатель в семье мелкого чиновника, вышедшего из поповичей. отец отказался стать священнослужителем, за что был изгнан из отчего дома, долгое время служил в разных городах, затем вернулся на родину, в орловскую губернию, женился на девушке-дворянке, которая тоже оказалась с характером: вышла замуж против воли родителей. образование лесков получил сначала в богатой семье страховых, затем в орловской гимназии, которую не окончил. далее ему пришлось самостоятельно пополнять свои знания. уйдя из гимназии, лесков поступил на службу в орловскую уголовную палату, затем перевёлся в киевскую казённую палату, потом и вовсе оставил государственную службу, перейдя в частную компанию. по служебным делам он изъездил всю россию. эти впечатления дали ему богатый материал для статей и очерков, которые появляются в печати с начала 1860-х годов. лескова заметили читатели и журналисты, он становится сотрудником ряда газет и журналов. с первых произведений лесков проявил себя страстным полемистом. его горячность и политическая неопытность стоили ему дорого: против лескова ополчились видные писатели и критики. он надолго был отлучён от известных журналов и газет, печатался большей частью во второстепенных. однако именно в эти тяжёлые для лескова 1860-е годы складывается его своеобразная манера письма, его особый стиль, который расцветёт в 1870—1880-е годы. в отличие от многих писателей, изображавших жизнь народа и учивших его, как надо жить, лесков навсегда остался в убеждении, что народ надо просто знать, а для этого жить его жизнью и проникнуться ею. при этом лесков считал, что беды народа происходят из-за и культурной отсталости россии. он возлагал большие надежды на отмену крепостного права, но, когда его ожидания не сбылись, пережил глубокое разочарование. герои лескова — люди земли, чудаки, блаженные, необычайно одарённые, щедрые люди, цельные по натуре, часто беззаботные и всегда готовые прийти на другим, проявить чувство сострадания к обиженным. лесков не выдумывал их, а находил в самой жизни. талантливость человека, кротость его духа и чистота его сердца давали лескову надежду, что народ найдёт вместе со страной праведный путь. погружаясь в народную жизнь, писатель хотел изобразить её так, как она сама себя понимает, и на её языке. поэтому его герои и рассказчик его произведений выражают свои мысли с теми неправильностями, речевыми искажениями, сугубо народными оборотами речи, которые свойственны простому народу. лесков подслушивал речь разных слоев населения россии, обращался к фольклору. из этих и других пластов языка составился знаменитый лесковский сказ. многие считали лесковский язык вычурным, неестественным, причудливым, но было бы неправильно думать, будто лесков не мог писать на чистейшем языке. сказ нужен писателю для наиболее полного проникновения в существо народной жизни и в характер человека. и вот время, и язык лескова стал восприниматься словесным кружевом, настолько он тонок, искусен и выразителен. все эти качества в высшей степени свойственны «сказу о тульском косом левше и о стальной блохе». умелец-левша, может быть, наиболее фантастический из героев писателя. он необыкновенно талантлив, одарён необычными шутка ли, выполнить такую тонкую работу, как подковать блоху! и вместе с тем он не знает основ наук, действует по интуиции. подковать-то блоху подковали, но она перестала прыгать, двигаться, танцевать. лесков скорбит о том, что народ хотя и бесконечно талантлив, но необразован, непросвещён. писатель хочет, чтобы одарённость народа соединилась с широкими, глубокими и самыми современными научными знаниями. и ещё он думает о том, что народ всюду унижен, что его не слушают, не вникают в его мысли и чувства. левша, умирая, думает не о себе, а о том, как бы не подвести армию. для этого он хочет — так он понимает свой долг — сказать государю важное слово, но так и не был услышан. свет ума и таланта лескова пролился на словесное искусство xx века и обогатил прозу.
2)получение образования
3)произведения Лескова
4)герои Лескова
5)народная жизнь писателя