сделать контрольную по литературе:
Контрольная работа по литературе в 8 классе
по творчеству И.А. Бунина, А.И.Куприна, А.П.Чехова, Тэффи, М.М.Зощенко, М.А.Осоргина.
Прочитайте отрывки из произведений, назовите автора и название каждого рассказа.
а. Лето перед восьмым классом я провел на глухой речушке, на рыбной ловле. Попал на омут, у старой мельницы.
б. Я поднял крик, чтоб пришел главный врач ,но вместо него вдруг пришел этот самый фельдшер. А я был в ослабленном состоянии. И при виде его я окончательно потерял свое сознание.
в. Она бегала по всем родным и знакомым, лгала и выклянчивала деньги, а потом купила безобразный полосатый диван, от которого тошнило и ее, и ее честного мужа, и старую вороватую кухарку.
г. Это было настолько чудовищно и нелепо, что я разделся, встряхнул одежду, сам подмел паркет от стены до самой середины комнаты.
д. Когда жар спадал и мы открывали окно, часть моря, видная из него между кипарисов, стоявших на скате под нами, имела цвет фиалки и лежала так ровно, мирно, что, казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте.
е. Но как-то пришел наш батюшка, отец Иван, и в один присест выпил все мои ликеры; и «Вестник Европы» пошел тоже к поповнам, так как летом, особенно во время покоса, я не успевал добраться до постели и засыпал в сарае, в санях, или где-нибудь в лесной сторожке, - какое уж тут чтение?
Кто из героев испытывал эти чувства и переживания?
а. А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища.
б. Я был несчастлив. И дома, и в поле, и в сарае я думал о ней, я старался понять тайну молодой, красивой, умной женщины, которая выходит за неинтересного человека.
в. Я смотрел все напряженнее – их все не было. Ударил второй звонок – я похолодел от страха: опоздала или он в последнюю минуту вдруг не пустил ее!
г. К вечеру, недоверчиво и недружелюбно подав мне руку, он ушел. Жена его рассказывала потом, что он стонал всю ночь. Раньше он был спокойный человек, умеренных политических взглядов, знаток испанской литературы.
д. Где-то в глубине души еще теплилось в ней сознание всего ужаса ее положения, и иногда по ночам или даже днем, …., она рыдала и молилась, но не находила выхода.
е. В общем, мне почему-то стало неприятно от этого происшествия, и я хотел побежать в больницу, чтоб с кем-нибудь там побраниться, но как вспомнил, что у них там бывает, так, знаете, и не пошел.
Во к рассказам.
«Кавказ»
1. Восстановите слова, сказанные мужем героини: «Я ни перед чем не…., защищая свою….., …… мужа и офицера!»
2. Какие города Кавказа упоминаются в рассказе?
3. Как природа понять чувства героев?
«Куст сирени»
1.Как звали героев рассказа?
2.Из-за чего был расстроен главный герой?
3.Какой выход нашли герои?
«Жизнь и воротник»
1. Как звали героиню?
2. Какие жертвы требовал от героини воротник?
3. Объясните, как вы понимаете фразу: «Она стала вести странную жизнь. Не свою. Воротничковую жизнь».
Общие во а. В каких рассказах повествование ведется от первого лица?
б. В каких произведениях использован композиционный прием – рассказ в рассказе?
в. Какие рассказы содержат юмористические приемы?
г. В каких рассказах главным приемом является олицетворение?
д. Какие рассказы построены на противопоставлении?
5.Составьте биографическую справку о жизни и творчестве писателя ( 5 – 6 предложений): И.А.Бунина; А.И.Куприна; Тэффи (по выбору учащихся).
1)С) поучительный рассказ в иносказательном виде
2) Д
3) В
4) Поэт рассказывает историю декабристов, показывая через образы кормчего и гребцов, какую высокую цену им пришлось заплатить за решение изменить судьбу России. Сам Пушкин говорит о том, что он не изменил этим идеям и поет прежние гимны.Несмотря на то, что стихотворение составляют всего четыре строфы, его легко можно разделить на три части. В первой высказывается идея о дружной совместной работе людей, которые ведут корабль в гавань, и певца, подбадривающего их своими песнями. Вторая часть – описание стихии, которая вторгается в жизни корабельщиков. Здесь явно прослеживается аналогия с самодержавием, которое заставило декабристов заплатить высокую цену за свои убеждения.
И, наконец, третья часть – это рассказ о том, что поэт Трактовать его можно двояко: с одной стороны, это случилось потому, что он доверился миру, с другой же Пушкин снова высказывает мысль о том, что поэт является божьим избранником. В этой же строфе он высказывает самую главную мысль о верности идеям декабристов.
Объяснение:
Перед отъездом в Белогорскую крепость Гринев‑старший дает своему сыну завет, говоря: «Береги честь смолоду». Его Гринев всегда помнит и точно выполняет. Честь ― это в понимании Гринева‑отца мужество, благородство, долг, верность присяге. Как же проявились эти качества у Гринева‑младшего? Хотелось бы, отвечая на этот вопрос, остановиться подробнее на жизни Гринева после взятия Белогорской крепости Пугачевым.
Судьба Гринева в период восстания сложилась необычайно: жизнь его была Пугачевым, больше того, Пугачев, его враг, проявляет к нему доброту, исполняет устраивает его судьбу. И Гринев в свою очередь остро чувствует обаяние личности Пугачева. Но несмотря ни на что, Гринев сохраняет свою офицерскую честь.В первом разговоре с Пугачевым, требовавшим немедленного ответа на вопрос, признает ли тот его царем, Гринев колеблется. Несколько секунд продолжалась в сознании Гринева борьба. «И чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческой», ― вспоминает он с законной гордостью. Гринев преодолел внутренний барьер своей слабости. Благородство его поведения в данном случае заключается в прямоте, смелости и честности.
Пугачев был добр и тепло относился к Гриневу, Гринев в свою очередь тоже полюбил Пугачева: «Зачем не сказать истину? В эту минуту искреннее сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев, над которыми он предводительствовал». После расставания с Пугачевым в Белогорской крепости Гринев говорит: «Пугачев уехал. Я долго смотрел на белую степь, по которой неслась его тройка». Слов мало, но за ними мы чувствуем глубокую взволнованность молодого человека.