В 1881 году Лесков опубликовал рассказ «Левша». Он посвящен тульскому мастеру и его его умению, без специального оборудования, подковать блоху. Эта уникальная машина было сделана английскими механиками с микроскопа. Иностранцы были удивлены как такое возможно, но дома невероятные тульского мастера оказались никому не нужны. По возвращению из Англии на родину после иноземного триумфа, Левша, забытый всеми и ограбленный, без документов попадает в больницу и без должного ухода умирает. Но до последнего вздоха он не думает о себе, все помыслы его о безопасности России. Он, даже в бреду, старается оберечь нашу армию! Не надо чистить ружейные стволы кирпичом - это, как оказалось, устаревшая технология и она приводит к снижению точности оружия...
Смысл поэмы "Мертвые души" Гоголя: суть, идея и цель произведения
По словам Гоголя, суть первого тома "Мертвых душ" заключается в том, чтобы показать недостатки, пороки и слабости русского человека:
"...В книге... изображен человек, взятый из нашего же государства... Взят он больше затем, чтобы показать недостатки и пороки русского человека, а не его достоинства и добродетели, и все люди, которые окружают его, взяты также затем, чтобы показать наши слабости и недостатки; лучшие люди и характеры будут в других частях..." (Н. В. Гоголь, "К читателю от сочинителя", предисловие ко второму изданию первого тома "Мертвых душ")
В "Мертвых душах" Гоголь изобразил то, что люди сами ежедневно видят перед собой:
"...А между тем "Мертвые души" произвели много шума, много ропота, задели за живое многих и насмешкой, и правдой, и карикатурой; коснулись порядка вещей, который у всех ежедневно перед глазами; исполнены промахов, анахронизмов, явного незнанья многих предметов; местами даже с умыслом помещено обидное и задевающее: авось кто-нибудь меня выбранит хорошенько и в брани, в гневе выскажет мне правду, которой добиваюсь. И хоть бы одна душа подала голос! А мог всяк..." (Н. В. Гоголь, "Выбранные места из переписки с друзьями", глава "Четыре письма к разным лицам по поводу 'Мёртвых душ'")
По словам Гоголя, поэма "Мертвые души" пугает читателей тем, что указывает на их пошлость и ничтожность:
"...пошлость всего вместе испугала читателей. Испугало их то, что один за другим следуют у меня герои один пошлее другого, что нет ни одного утешительного явления, что негде даже и приотдохнуть или перевести дух бедному читателю и что по прочтенье всей книги кажется, как бы точно вышел из какого-то душного погреба на божий свет.
Мне бы скорей простили, если бы я выставил картинных извергов; но пошлости не простили мне. Русского человека испугала его ничтожность более, чем все его пороки и недостатки. Явленье замечательное! Испуг прекрасный!.." (Н. В. Гоголь, "Выбранные места из переписки с друзьями", глава "Четыре письма к разным лицам по поводу 'Мёртвых душ'")
По словам Гоголя, идея и смысл первого тома "Мертвых душ" в том, чтобы русские люди взглянули на собственную пошлость, на свои гадкие и ничтожные черты:
"...мне хотелось попробовать, что скажет вообще русский человек, если его попотчеваешь его же собственной пошлостью... <...>
...для первой части поэмы требовались именно люди ничтожные. Эти ничтожные люди, однако ж, ничуть не портреты с ничтожных людей; напротив, в них собраны черты от тех, которые считают себя лучшими других, разумеется только в разжалованном виде из генералов в солдаты. Тут, кроме моих собственных, есть даже черты многих моих приятелей... <...> Мне потребно было отобрать от всех прекрасных людей, которых я знал, все пошлое и гадкое, которое они захватили нечаянно..." (Н. В. Гоголь, "Выбранные места из переписки с друзьями", глава "Четыре письма к разным лицам по поводу 'Мёртвых душ'")
Цель первого тома "Мертвых душ" - вызвать в читателях отвращение от героев и тоску от самих себя:
"...Не спрашивай, зачем первая часть должна быть вся пошлость и зачем в ней все лица до единого должны быть пошлы: на это дадут тебе ответ другие темы, - вот и все!
Первая часть, несмотря на все свои несовершенства, главное дело сделала: она поселила во всех отвращенье от моих героев и от их ничтожности; она разнесла некоторую мне нужную тоску от самих себя. Покамест для меня этого довольно; за другим я и не гоняюсь..." (Н. В. Гоголь, "Выбранные места из переписки с друзьями", глава "Четыре письма к разным лицам по поводу 'Мёртвых душ'")
Гоголь признается, что в своих героях он изобразил также и свои пороки, "гадости", "дурные свойства". Таким он надеялся бороться с собственными недостатками:
"...Никто из читателей моих не знал того, что, смеясь над моими героями, он смеялся надо мной <...>
...во мне заключилось собрание всех возможных гадостей, каждой понемногу, и притом в таком множестве, в каком я еще не встречал доселе ни в одном человеке. <...> ...усиливалось во мне желанье избавляться от них; ...я был наведен на то, чтобы передавать их моим героям. <...>
С этих пор я стал наделять своих героев сверх их собственных гадостей моей собственной дрянью. Вот как это делалось: взявши дурное свойство мое, я преследовал его в другом званье и на другом поприще, старался себе изобразить его в виде смертельного врага, нанесшего мне самое чувствительное оскорбление, преследовал его злобой, насмешкой и всем чем ни попало..." (Н. В. Гоголь, "Выбранные места из переписки с друзьями", глава "Четыре письма к разным лицам по поводу 'Мёртвых душ'")
Смысл поэмы "Мертвые души" Гоголя: суть, идея и цель произведения
По словам Гоголя, суть первого тома "Мертвых душ" заключается в том, чтобы показать недостатки, пороки и слабости русского человека:
"...В книге... изображен человек, взятый из нашего же государства... Взят он больше затем, чтобы показать недостатки и пороки русского человека, а не его достоинства и добродетели, и все люди, которые окружают его, взяты также затем, чтобы показать наши слабости и недостатки; лучшие люди и характеры будут в других частях..." (Н. В. Гоголь, "К читателю от сочинителя", предисловие ко второму изданию первого тома "Мертвых душ")
В "Мертвых душах" Гоголь изобразил то, что люди сами ежедневно видят перед собой:
"...А между тем "Мертвые души" произвели много шума, много ропота, задели за живое многих и насмешкой, и правдой, и карикатурой; коснулись порядка вещей, который у всех ежедневно перед глазами; исполнены промахов, анахронизмов, явного незнанья многих предметов; местами даже с умыслом помещено обидное и задевающее: авось кто-нибудь меня выбранит хорошенько и в брани, в гневе выскажет мне правду, которой добиваюсь. И хоть бы одна душа подала голос! А мог всяк..." (Н. В. Гоголь, "Выбранные места из переписки с друзьями", глава "Четыре письма к разным лицам по поводу 'Мёртвых душ'")
По словам Гоголя, поэма "Мертвые души" пугает читателей тем, что указывает на их пошлость и ничтожность:
"...пошлость всего вместе испугала читателей. Испугало их то, что один за другим следуют у меня герои один пошлее другого, что нет ни одного утешительного явления, что негде даже и приотдохнуть или перевести дух бедному читателю и что по прочтенье всей книги кажется, как бы точно вышел из какого-то душного погреба на божий свет.
Мне бы скорей простили, если бы я выставил картинных извергов; но пошлости не простили мне. Русского человека испугала его ничтожность более, чем все его пороки и недостатки. Явленье замечательное! Испуг прекрасный!.." (Н. В. Гоголь, "Выбранные места из переписки с друзьями", глава "Четыре письма к разным лицам по поводу 'Мёртвых душ'")
По словам Гоголя, идея и смысл первого тома "Мертвых душ" в том, чтобы русские люди взглянули на собственную пошлость, на свои гадкие и ничтожные черты:
"...мне хотелось попробовать, что скажет вообще русский человек, если его попотчеваешь его же собственной пошлостью... <...>
...для первой части поэмы требовались именно люди ничтожные. Эти ничтожные люди, однако ж, ничуть не портреты с ничтожных людей; напротив, в них собраны черты от тех, которые считают себя лучшими других, разумеется только в разжалованном виде из генералов в солдаты. Тут, кроме моих собственных, есть даже черты многих моих приятелей... <...> Мне потребно было отобрать от всех прекрасных людей, которых я знал, все пошлое и гадкое, которое они захватили нечаянно..." (Н. В. Гоголь, "Выбранные места из переписки с друзьями", глава "Четыре письма к разным лицам по поводу 'Мёртвых душ'")
Цель первого тома "Мертвых душ" - вызвать в читателях отвращение от героев и тоску от самих себя:
"...Не спрашивай, зачем первая часть должна быть вся пошлость и зачем в ней все лица до единого должны быть пошлы: на это дадут тебе ответ другие темы, - вот и все!
Первая часть, несмотря на все свои несовершенства, главное дело сделала: она поселила во всех отвращенье от моих героев и от их ничтожности; она разнесла некоторую мне нужную тоску от самих себя. Покамест для меня этого довольно; за другим я и не гоняюсь..." (Н. В. Гоголь, "Выбранные места из переписки с друзьями", глава "Четыре письма к разным лицам по поводу 'Мёртвых душ'")
Гоголь признается, что в своих героях он изобразил также и свои пороки, "гадости", "дурные свойства". Таким он надеялся бороться с собственными недостатками:
"...Никто из читателей моих не знал того, что, смеясь над моими героями, он смеялся надо мной <...>
...во мне заключилось собрание всех возможных гадостей, каждой понемногу, и притом в таком множестве, в каком я еще не встречал доселе ни в одном человеке. <...> ...усиливалось во мне желанье избавляться от них; ...я был наведен на то, чтобы передавать их моим героям. <...>
С этих пор я стал наделять своих героев сверх их собственных гадостей моей собственной дрянью. Вот как это делалось: взявши дурное свойство мое, я преследовал его в другом званье и на другом поприще, старался себе изобразить его в виде смертельного врага, нанесшего мне самое чувствительное оскорбление, преследовал его злобой, насмешкой и всем чем ни попало..." (Н. В. Гоголь, "Выбранные места из переписки с друзьями", глава "Четыре письма к разным лицам по поводу 'Мёртвых душ'")