Сдела1те Задание 1. Выполните комплексный анализ текста (смотри памятку 1, 2).
Бессчетное число раз переходили они речку с берега на берег, поднимаясь по распадку, то прыгая по камням, то перебираясь по упавшим поперек лесинам, то вброд, а то перешагивая в узких глубоких горловинах, в которых клокотала темная вода. Тропа на белых, как высушенных, камнях терялась, не оставалось, сколько ни всматривался Саня, никакой мало-мальской приметы, но Митяй словно бы видел ее поверху и точно выходил на ее продолжение. Они шли то по крутому откосу, где больше сил тратилось, чтобы, упираясь, не скатиться вниз, чем передвигаться вперед, то по такому узкому прижиму рядом со скалой, на котором не только не разминуться вдвоем, но и одному было тесно, так что приходилось заплетать ноги, чтобы шагать в линию; то по высокой, выше человеческого роста, траве в заболоченных низинах. Но затем тропа, давая отдохнуть, забирала в лес, становилась сухой и широкой, шагу ничего не мешало, и идти по ней было одно удовольствие.
Тайга стояла тихая и смурная; уже и вступив в день, она, казалось, безвольно дремала в ожидании каких-то перемен. Про небо в густой белой мути нельзя было сказать, низко оно или высоко, из него словно вынули плоть, и осталась одна бездонная глухая пустота. Солнце сквозь нее не проникало, не было и ветра — тяжелые, раздобревшие за лето деревья стояли недвижно и прямо, охваченные истомой, и только над речкой, повинуясь движению и шуму воды, подрагивали на березках и кустах листья. Время от времени вспархивали птицы, однажды, шагая, они вспугнули с тропы выводок рябчиков, но и он снялся и улетел спокойней обычного, чтобы не нарушать общей тишины.
(В.Г.Распутин «Век живи - век люби)
Задание 2. Перескажите близко к тексту. При пересказе попробуйте передать ту картину, которая предстала перед глазами Сани и Митяя.
Постройте лестницу ценностей Андрея и Петрухи из повести «Прощание с Матерой» В.Распутина (смотри памятку 1,2).
Памятка 1.
1. Прочитайте пояснения к тексту (если они есть); постарайтесь вспомнить, что вы ещё знаете в дополнение к тому, о чем говорится в пояснении к тексту.
2. Прочитайте текст; поймите его.
3. Спишите текст, оставляя между строк свободную (для надписей, графических обозначений и т.п.).
4. Помните: анализ текста – это краткая характеристика тех категорий (признаков) текста, совокупность которых и составляет понятие текст: заглавие, тема, идея, делимость (начало текста, основная часть, конец), смысловая и структурная связность, композиционная завершенность, стиль. Так как каждый текст неповторимо своеобразен, единого, «жесткого» порядка анализа текста нет. Постарайтесь провести анализ самостоятельно.
5. Прозаический текст перескажите устно или письменно, стихотворный текст выучите наизусть и напишите по памяти.
Если текст большой, прочитайте его по книге.
Памятка 2.
1. Выразительно прочитайте текст, определите его тему, отметьте языковые средства, позволяющие это сделать (ключевые слова и предложения). Какими языковыми средствами автор даёт возможность читателю увидеть, услышать и почувствовать, как ранний летний вечер сменяется ночью?
2. Укажите тип текста и его жанрово-стилевую принадлежность.
3. Укажите синтаксические особенности текста (количество предложений и преобладающие типы связи предложений и средства связи частей текста созданию его смысловой и грамматической цельности).
Связь предложений в тексте осуществляют следующие средства:
Слова-заместители – местоимения (девушка -она), наречия (в лесу – там), синонимы (быстро, стремительно), метафоры, различные оценочные обозначения ( храбрец – богатырь),
Какова роль пословиц в нашей жизни?
— пословицы провозглашают нормы морали;
— пословицы – это этнографические изыски, словесные жемчужины, они украшают речь;
— несут в себе основы народной философии;
— пословицы имеют большое значение при изучении родного языка;
— пословицы приобщают к человеческой мудрости;
— пословицы – пример самой оптимальной связи содержания и формы.
Великий писатель Максим Горький давал советы писателям учиться сжатости и выразительности языка пословиц.
Образная форма выражения мысли пословицы составляет отличительную их черту и придает им поэтический характер. Словесное выражение в пословицах отличается особым мерным складом и созвучием слов.
Чем хороша пословица? В чем её ценность? Пословицу скажешь — и мысль ясна, не надо прибегать ещё к ста словам, чтобы рассказать о чём-то. Человек решил поделиться по поводу какой-либо житейской ситуации с другим человеком – он использует в своей речи пословицы, собеседник быстро понимает, что хотят до него донести. Пословица в речи. Она доходчиво и быстро даёт логическую формулу, утверждает истину.
Позитивное отношение к пословице, как к кладовой народной мудрости, вне всякого сомнения, поддерживается большинством. Никто не спорит с пословицей. Можно не прислушиваться к народной мудрости, но когда жизнь докажет правоту пословицы, бывает, уже столько дров наломано… Поэтому люди радуются, когда к подходящему случаю найдется та необходимая пословица, которая научит, подтвердит предположения, наставит на путь истинный.
Своеобразно отношение пословицы к семейной жизни. Не могла не откликнуться пословица на семейную жизнь. Что такое «семья» по народным пословицам? Союз родственников, живущих вместе, и находящихся под главой одного хозяина. Для понятия семьи, как утверждает пословица, необходимы дети, или третьи лица. «Какая это семья, всего муж да жена», — рассказывает нам старинная вологодская пословица.
Меняются времена, меняется отношение к жизни, но пословицы остаются.
відмінність билини від казки полягає в наступному: Билина є народною епічної піснею, а казка належить до малого оповідального епічного жанру. Сюжет казок – вигадка, билина завжди має історичну основу і реальний прототип героя. У казці використовується розмовний стиль оповіді, билина виповнюється речитативом. Казка – прозовий твор усної народної творчості, билина має віршований розмір. Основний прийом билини – гіпербола, повтор, стійкі формули і мовні звороти. Спільне між казкою та билиною в тому, що вони написані народом, в них є добрі герої, є злі. І у казці, і у билині можуть бути трикратні повтори та інші ознаки чарівого.