Рассказ «уроки французского» имеет автобиографическую основу. автор изобразил в произведении свою учительницу, которая сделала для него много доброго. образ лидии михайловны занимает в рассказе важное место, потому что, по убеждению автора, именно с женскими образами связаны представления обо всем прекрасном и человечном. именно женщинам отводится важная роль в спасении людей. вот и в «уроках французского» учительница по-настоящему спасает своего ученика, ему выжить и сохранить свою духовную чистоту. в рассказе перед нами предстают обычный сельский мальчик и учительница районной школы. нелегкая судьба и голод заставляют героя произведения связаться с местными мальчишками и начать играть на деньги в «чику» . но по своей натуре он — чистый, умный и честный ребенок, не похожий на других , поэтому не может мириться с несправедливостью и обманом, которым пользуются старшие мальчики. подростки начинают безжалостно бить и унижать его, пресекая любые попытки отстоять справедливость. и именно в этот момент, своевременно, на герою приходит школьная учительница. узнав, что ученики играют на деньги, лидия михайловна решает поговорить с мальчиком и выяснить, для чего он этим занимается. после разговора она понимает, что он играет не ради самих денег и не из азарта. ему нужен всего один рубль на молоко. он недоедает, и у него нет другого способа раздобыть так необходимые ему средства. мальчик проникается доверием к своей учительнице, потому что не в силах- обманывать эту добрую женщину. он открывает ей душу, рассказывая о трудностях своей жизни.
Филька - главный герой рассказа. он - предстаёт перед нами «молчаливым, недоверчивым». а прозвище «ну тебя» говорит о его лени, эгоизме, «неласковости» и даже грубости. особенно ярко эти черты фильки проявились в сцене с конём: «„да ну тебя! дьявол! » — крикнул филька и наотмашь ударил коня по губам». филька обидел раненого коня. за это поплатился не только он, но и все жители деревни. наступили холод и голод. но ведь на самом деле не только сорока вернула тепло. паустовский показывает нам, что филька осознал свой плохой поступок и решил исправиться. в лютый мороз он отправился за к мельнику панкрату. мы видим, что в фильке проявляются воля, смекалка. он сам придумывает выход. вся деревня помогала фильке исправить свою ошибку и помириться с конём. с особым теплом паустовский описывает упорство, труд людей и то, как в деревне пекли долгожданный хлеб. в конце сказки панкрат говорит коню: «филька — не злой человек», и конь прощает мальчика. филька искренне раскаялся и искупил свою вину. в самом начале произведения «зима стояла тёплая», затем наступил «лютый мороз», и вот «запахло весной». одновременно с изменениями в погоде произошли изменения и в душе фильки. хлеб, который он дал коню в конце сказки, был тёплым оттого, что филька согрел его теплом своей души. показывая нравственный путь своего героя, паустовский учит нас исправлять «злодейство» и не совершать плохих поступков.