СЦЕНАРИСТ Чтобы литературное произведение нашло отражение в кино или анимации, сначала пишется литературный сценарий. Режиссёр игрового или анимационного фильма, пользуясь литературным сценарием, пишет так называемый «режиссёрский» сценарий. В нём будущий фильм смоделирован покадрово, с указанием места действия, содержания кадра, типа кадра («плана»), прямой речи или голоса за кадром, звукового сопровождения, необходимого реквизита.
Пример литературного сценария фильма «Колобок» Весёлая музыка. По лесной тропинке катится, подпрыгивая от счастья, Колобок. Подмигивает грибам, выросшим по обе стороны тропинки. Навстречу ему деловито идёт ёж, он шипит и сворачивается в клубок при приближении Колобка. Колобок натыкается на ежа, останавливается, корчит недоумевающую рожицу (камера даёт крупный план: ярко-голубые глаза Колобка) и катится дальше. Тропинка поворачивает, и из кустов выбегает Заяц. Музыка замолкает.
Пример режиссёрского сценария фильма «Колобок»
1 кадр
Содержание кадра: хмурый день, крестьянская изба. План, время: общий, камера приближается, 2 с. Звук/речь: протяжная народная песня. Натура/реквизит: живописная деревня, утварь избы. 2 кадр
Содержание кадра: Дед и Баба сидят за пустым столом. План, время: Общий, 1 с. Звук/речь: песня становится тише. Натура/реквизит: повседневные народные костюмы. 3 кадр
Содержание кадра: лицо Деда. План, время: крупный, 2 с. Звук/речь: «Испекла бы, ты, старуха, колобок». Натура/реквизит: нет. 4 кадр
Содержание кадра: рука Бабы, сметающая несуществующие крошки со стола. План, время: деталь, 2 с. Звук/речь: «э-эх»; народная песня звучит громче. Натура/реквизит: некрашеный деревянный стол. Прочитайте стихотворение.
Владислав Ходасевич
* * *
Перешагни, перескочи, Перелети, пере- что хочешь – Но вырвись: камнем из пращи, Звездой, сорвавшейся в ночи… Сам затерял – теперь ищи…
Бог знает, что себе бормочешь, Ища пенсне или ключи.
Напишите литературный ИЛИ режиссёрский сценарий для короткометражного игрового или анимационного фильма по стихотворению. Представьте в своём тексте декорации, музыку, звуковые и световые эффекты, смену планов (общий, крупный, деталь).
Особенностью лирики лермонтова, на мой взгляд, является внутреннее единство лирического героя. герой постепенно меняется, “движется”, но движение это значительно замедлено по сравнению с развитием лирических героев других поэтов xix века. к концу творчества в лирике лермонтова все чаще появляется образ простого, обычного, усталого человека, совсем не похожего на героя ранней лирики. однако между этими героями существует тесная связь, обусловленная сохранением основных мотивов, тем лирики, которые пронизывают все творчество поэта и формируют образ его героя. лирика лермонтова (наряду с поэзией жуковского и ранним творчеством пушкина) явилась взлетом романтизма. это обусловлено тем, что лермонтовский лирический герой — герой романтический. он наделен всеми отличительными чертами романтика — он борец, страдалец, мятежник, поэт, любовник, даже пророк. одиночество приобретает самые разные черты: это и , и любовное одиночество, появляющееся во многих любовных стихотворениях, и одиночество человека в мире. демонический и романтический герои поэм лермонтова “демон” и “мцыри” отрицают бога, не принимая мира, в котором живут. однако лермонтов, видевший причину “” личности именно в неверии, в отсутствии идеалов, не мог не романтическую личность к согласию с богом. именно поэтому лермонтовский лирический герой находит в мире нечто такое, что примиряет его с небесами. для лирического стихотворения “когда волнуется желтеющая ” таким примиряющим началом становится природа. новый образ человека простого, обыкновенного и усталого, появляющийся в стихотворениях “валерик”, “родина”, “завещание”, “соседка”, “выхожу один я на ”, глубокими корнями связан с лермонтовским романтическим героем. старые мотивы героизма, любви, разлуки, свободы получают новое звучание: героизм рассказчика в “бородино” становится практически будничным, романтическая разлука уступает место наказу другу “все ей рассказать”; лексика романтическая сменяется сниженной, прозаической; тема свободы остается, но связывается это понятие уже не с борьбой, а с покоем (“я ищу свободы и покоя! ”). таким образом, мы видим, что все отдельные черты лирического героя, всё их изменение подчинено внутреннему, глубинному единству этого героя.
Действие «щелкунчика и мышиного короля» завязывается двадцать четвертого декабря, накануне католического рождества. и первые строки произведения ауру таинственности, завораживают предчувствием чудесных и страшных происшествий. притихшие фриц и мари с нетерпением ждут момента, когда их пустят в гостиную: «двадцать четвертого декабря детям советника медицины штальбаума весь день не разрешалось входить в проходную комнату, а уж в смежную с ней гостиную их совсем не пускали. в спальне, прижавшись друг к другу, сидели в уголке фриц и мари. уже совсем стемнело, и им было страшно, потому что в комнату не внесли лампы, как это и полагалось в сочельник. фриц таинственным шепотом сообщил сестренке (ей только что минуло семь лет), что с самого утра в запертых комнатах чем-то шуршали, шумели и тихонько постукивали. а недавно через прихожую прошмыгнул маленький темный человечек с большим ящиком под мышкой; но фриц наверное знает, что это их крестный дроссельмейер». природа чуда уникальна, оно может происходить для одного человека и оставаться незамеченным другим. посвященных в чудо трое – мари, щелкунчик и старший советник суда дроссельмейер. семилетняя мари разглядела в кухарке доре королеву, а в безобразном человечке, раскалывающем орехи, молодого дроссельмейера из нюрнберга, принца светлого царства, над которым тяготеет проклятие мышильды. любовь к безобразной кукле и желание отличают маленькую мари от жестокой принцессы пирлипат, отвергающей своего спасителя. ради своего любимца мари отдаёт противному мышиному королю рождественские подарки: марципаны, драже, сладких куколок, картинки, платьице. верящая в чудеса и превращения, она становится свидетельницей ночных битв щелкунчика с полчищами мышей. её рассказы, однако, у домочадцев вызывают смех. и только крестный дроссельмейер знает о том, что девочка говорит правду и что именно ей предстоит спасти щелкунчика: «- ах, милая мари, тебе дано больше, чем мне и всем нам. ты, как и пирлипат, прирожденная принцесса: ты правишь прекрасным, светлым царством. но много придется тебе вытерпеть, если ты возьмешь под свою защиту бедного уродца щелкунчика! ведь мышиный король стережет его на всех путях и дорогах. знай: не я, а ты, ты одна, можешь спасти щелкунчика. будь стойкой и преданной». старший советник суда, отменный часовщик христиан элиас дроссельмейер, – это единственный взрослый в сказке гофмана, верящий в чудеса. юному дроссельмейеру из нюрнберга, превращенному проклятием мышильды в щипцы для орехов, старший советник суда приходится дядей, а вот мари и фрицу он крестный. дроссельмейер верит мари, когда та рассказывает о чудесах, произошедших с ней ночью. верит потому, что он сам участник всего происходящего. именно его видит девочка в полночь на часах, когда должен произойти бой между щелкунчиком и мышами. крёстный обладает властью над временем. старший советника суда останавливает время в момент сражения щелкунчика с мышиным королем; заглядывает в прошлое, рассказывая сказку о кракатуке и начале рода щелкунчиков; он также ясно предвидит и будущее, подсказывая мари, как можно спасти заколдованного деревянного человечка. 1 год назад