Самостоятельная работа 7 класс 1 вариант
1. Соотнесите имя и фамилию писателей и поэтов
Иван Сергеевич Пушкин
Николай Васильевич Некрасов
Лев Николаевич Гоголь
Николай Алексеевич Толстой
Александр Сергеевич Тургенев
2. Соотнесите название произведения с его автором
«Детство» Некрасов
«Дикий помещик» Тургенев
«Русские женщины» Гоголь
«Русский язык» Толстой
«Тарас Бульба» Салтыков-Щедрин
3. Кто это? О ком идет речь?
1. Главная тема творчества – тема обездоленного народа.
2. Его герой помнит нежную улыбку мамы.
3. Создал образ женщины-декабристки.
4. Использовал в своих произведениях гротеск.
5. Создал «поэму о любви к родине».
4. Назовите героя, название произведения и его автора.
1. «Набрал мужик пуху лебяжьего мягкого и устлал им дно лодочки».
2. «Вставай, моя душечка: пора идти спать. Ничьи равнодушные взоры не стесняют ее: она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь. Я не шевелюсь, но еще крепче целую ее руку».
3. «Ужасна будет, знаю я, / Жизнь мужа моего. / Пускай же будет и моя / Не радостней его!»
4. Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели - невинная веселость и беспредельная потребность любви - были единственными побуждениями в жизни?
5. «Когда очнулся,… от удара и глянул на Днестр, уже козаки были на челнах и гребли веслами».
5. Дайте на вопросы полные ответы.
1. Где и когда родился Н.В. Гоголь?
2. Какая смерть постигла сыновей Тараса Бульбы?
3. Докажите, что Тарас Бульба – народный герой (2-3 предложения).
4. Назовите родовое поместье И.С. Тургенева.
5. В какой сборник входит рассказ И.С. Тургенева «Бирюк»?
6. Почему Бирюк все же отпустил крестьянина?
7. Какие стихотворения в прозе написал И.С. Тургенев?
8. Какие поэмы Некрасова посвящены декабристам?
9. Что высмеивал в своих сказках Салтыков – Щедрин?
10. Какие слова величают генералы, чтобы усыпить бдительность мужика?
6*. Расскажите, какое произведение вам понравилось больше всего. Почему? (6-8 предложений).
Самостоятельная работа 7 класс
2 вариант
1. Соотнесите имя и фамилию писателей и поэтов
Лев Николаевич Гоголь
Александр Сергеевич Толстой
Михаил Евграфович Пушкин
Николай Васильевич Салтыков-Щедрин
Михаил Юрьевич Лермонтов
2. Соотнесите название произведения с его автором
«Бирюк» Некрасов
«Дикий помещик» Тургенев
«Русские женщины» Гоголь
«Тарас Бульба» Толстой
«Повесть о том…» Салтыков-Щедрин
3. Кто это? О ком идет речь?
1. Писатель-сатирик.
2. Главная тема творчества – тема обездоленного народа.
3. Автор стихотворений в прозе.
4. Создал образ женщины-декабристки.
5. Использовал в своих произведениях иронию.
4. Назовите героя, название произведения и его автора.
1. «Хочется мне вам сказать, панове, что же такое есть наше товарищество. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Нет, так любить никто не может!...»
2. «Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание…».
3. «Нет! Яне жалкая раба, я женщина, жена!»
4. «Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе».
5. «Сам верёвочку свил и дал себя связать».
5. Дайте на вопросы полные ответы.
1. Кто из сыновей Тараса влюбился в паночку?
2. Как погиб Тарас Бульба?
3. Считаете ли вы Тараса героем? Почему? (2-3 предложения).
4. Что обозначает слово «бирюк»?
5. Каковы условия жизни Бирюка?
6. Назовите героев поэмы «Русские женщины».
7. Что высмеивал в своих сказках Салтыков – Щедрин?
8. Какие литературные приемы использует писатель в «Повести…»?
9. Где служили помещики? Кто обозвал помещика дураком?
10. В какой газете помещик прочитал важный для себя совет, и как он звучал?
6*. Расскажите, какое произведение вам понравилось больше всего. Почему? (6-8 предложений)
В. Г. Распутин как-то сказал: «читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература –, на мой взгляд, – это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства» .
Этот рассказ заставил меня задуматься о том, что уроки французского, общение с Лидией Михайловной стали для героя уроками жизни, воспитанием чувств. Игра на деньги учительницы с учеником, с точки зрения педагогики, – поступок безнравственный. Но что стоит за этим поступком? – спрашивает писатель. Видя, что школьник (в голодные послевоенные годы) недоедает, учительница французского языка под видом дополнительных занятий приглашает его к себе домой и пытается подкормить. Она присылает ему посылки, как будто от матери. Но мальчик от всего отказывается. Учительница предлагает играть на деньги и, естественно, «проигрывает» , чтоб на эти копейки мальчик смог купить себе молока. И она счастлива, что ей удаётся этот обман. Лидия Михайловна наделена необыкновенной к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы.
Воспитание чувств писатель проводит через образ учительницы, хотя её игра с учеником на деньги воспринимается весьма неоднозначно. С одной стороны, это непедагогично, с другой стороны, игра с учеником на деньги была единственной возможностью мальчику.
Доброта – вот что привлекает в героях рассказа. Герой открывает для себя доброту и участие, понимание среди окружающих людей.
Без Юшки людям стало хуже жить,т.к.раньше всю свою злобу и глумление люди "скидывали" на Юшку,ведь Юшка мог терпеть чужое зло и недоброжелательность .Но Юшка умер,и эта злоба оставалась среди людей и тратилась между ними.
Девушка-врач, которой Юшка с детства,устроилась в деревне, где он жил,врачом,т.к. она знала чем болел Юшка(туберкулёзом). Она стала работать в больнице для чахотных, лечила и утешала туберкулёзных больных, и при этом никогда не брала денег за свой труд. С тех пор её стали называть дочерью Юшки, несмотря на то, что она ею не являлась...