с самостоятельной А.П.Платонов «В прекрасном и яростном мире».
Самостоятельная работа по тексту
1. Кто считался лучшим паровозным машинистом в Толубеевском депо?
2. Какое чувство вызывала у героя машина, на которую он был назначен?
3. Что делел, как обычно, перед поездкой герой?
4. Что делал Александр Васильевич, чтобы обратить внимание героя на непорядок в режиме работы машины?
5. Вчем заключалась причина грусти и равнодушия Мальцева?
6. Что такое «реверс»?
7. Что случилось с героями во время очередной поездки?
8. Почеьу Мальцев не замечал сигналов и предупредительных знаков?
9. Почему машинист сразу после удара молнии не передал управление О чем он думал и что видел?
10. Что случилось с Мальцевым после происшедшего?
11. С какой обратился герой к следователю после вынесенного приговора?
12. Что произошло с Мальцевым после экспертизы?
13. Почему Александр Васильевич в последнее время осунулся и постарел?
14. Как изменидлся Мальцев, когда главный герой взял его в поездку и посадил на свое место, место машиниста?
15. Что стремился превозмочь в себе прежний, совершенный мастер машины?
16. Что увидел в поездке Мальцев, когда к нему вернулось зрение?
17. Почему герой боялся оставить Александра Васильевича одного и с ним весь вечер и всю ночь?
Энтузиазм, с которым Нарышкина приступает к работе, вскоре сменяется растерянностью: голодные и больные ученики посещают занятия нерегулярно; местным жителям, обессилевшим в борьбе с песком, до школы нет никакого дела. Мария Никифоровна сознаёт, что в этом селе главным учебным предметом должно быть «искусство превращать пустыню в живую землю». Теперь её усилия направлены на создание защитных полос, орошаемых огородов, питомника. Школа становится центром сельской жизни: туда приходят и дети, и взрослые.
На третий год село подвергается набегу кочевников и возвращается к прежнему — дореформенному — состоянию; исчезают зелёные насаждения, пропадает вода. Разгневанная Нарышкина пытается вступает в диалог с вождём племени; в ответ на её претензии тот поясняет, что в действиях его людей нет злого умысла. Отметив про себя, что вождь неглуп, Мария Никифоровна отправляется с докладом в отдел народного образования. Заведующий, выслушав учительницу, предлагает ей переехать в Сафуту — село, в котором живут кочевники. Они тоже должны получить знания о культуре песков. Нарышкина колеблется; ей не даёт покоя вопрос, должна ли она отказаться от личной жизни ради преобразования пустынных земель. Тем не менее молодая женщина соглашается. Чиновник, не скрывая удивления, признаёт, что Мария Никифоровна могла бы управлять «не только школой, но и целым народом».