Одним из первых произведений великого поэта м. ю. лермонтова, с которым я познакомился еще в детстве, было стихотворение “парус”. еще в те годы оно произвело на меня большое впечатление своей образностью, поэтической красотой, глубокими переживаниями, чувствами и мыслями, отраженными в нем. шло время, я читал и читал лермонтова, но все-таки не встречал стихотворения, которое пришлось бы по душе больше, чем “парус”. (близки к нему “горные вершины”, но это перевод из гете.) продолжает оно восхищать меня и сейчас своей лаконичностью и точностью, правдивым и впечатляющим образом, мелодичностью и скрытым в нем раздумьем, тоской, грустью. в отличие от других стихов лермонтова (“бородино”, “смерть поэта”, “дума”) оно невелико — в нем всего три четверостишия. но от всех этих больших и слегка неуклюжих стихов веет духом публицистики, и хотя я не собираюсь оспаривать их поэтические достоинства (они бесспорны), меня они трогают меньше. может быть, потому, что мои стихи, которые я пишу сейчас, больше созвучны не зрелым стихотворным раздумьям лермонтова, а юношескому “парусу”. прежде всего — образ. в этом стихотворении он слит с описанием паруса и гармонией, спокойной и мечтательной гармонией стиха. мы как бы представляем себе картину, которую рисует поэт. но это не просто картина, это во многом автопортрет. мы видим в ней, как зеркале, душу поэта, и парус — это уже сам поэт, его душа, его ищущее сердце. и ближе становится смысл: в сущности, стихи не о парусе — стихи о самом себе. наиболее точные эпитеты — “одинокий” и “мятежный”. поэт всегда таков, таким он должен быть, для этого он и рожден. пусть у него есть все, что нужно, казалось бы, для благополучия, но он не успокаивается, “просит бури”, и никакие “золотые лучи солнца” и “лазурные струи” не удержат жаждущую свободной бури душу, не лишат ее своей стихии. и в этом стремлении лермонтов одинок, ибо мало охотников пойти с ним: ведь он “счастия не ищет”, ему не нужен покой. и все стихотворение подчинено этой мысли, переданной через образ паруса. вот она перед нами, душа великого поэта, в двенадцати строках юношеского стихотворения, и сколько в ней красоты, мудрости и грусти, грусти об этих глупых людях, не понимающих парус души и навсегда остающихся на берегу. именно этой идеей близко мне это произведение, за это я так его люблю и считаю одним из лучших творений лермонтова. только две его вещи так взволновали меня: “мцыри” и “парус”. вряд ли можно найти что-то более прекрасное в поэтическом наследии поэта.
взаимоотношения евгения базарова и анны сергеевны одинцовой, героев романа и.с. тургенева «отцы и дети», не сложились по множеству причин. материалист и нигилист базаров отрицает не только искусство, красоту природы, но и любовь как человеческое чувство.признавая отношения мужчины и женщины, он считает, что любовь «это все романтизм, чепуха, гниль, художество». поэтому и одинцову он вначале оценивает только с точки зрения ее внешних данных. «этакое богатое тело! хоть сейчас в анатомический театр», цинично говорит он о молодой женщине.
судьба анны сергеевны не была легкой. лишившись родителей, она осталась в затруднительном материальном положении, с двенадцатилетней сестрой на руках. преодолевая трудности, она проявляет недюжинную силу характера и самообладание. анна сергеевна выходит замуж по расчету за человека намного старшего его, и, хотя она уважает своего мужа как человека доброго и честного, конечно, не испытывает к нему никакой любви. оставшись вдовой, она поселилась в имении, где все было устроено с комфортом и роскошью. она редко общалась с соседями, и о ней ходило множество нелестных слухов, вероятно, ей завидовали: молода, красива, богата, независима. базаров произвел на нее впечатление, и она пригласила их с аркадием в гости.
уже первая беседа в гостинице продолжалась более трех часов, причем анна сергеевна проявляет и чуткость, и такт, выбрав тему для разговора и гостю освоиться. даже базаров меняет свое к ней отношение, с уважением говоря, что она «в переделе была», «нашего хлеба покушала». дальнейшее общение сближает героев, они интересны друг другу, но не во всем могут между собою согласиться. базаров придерживается социалистических взглядов, отрицая индивидуальность человеческой личности: «исправьте общество, и болезней не будет». разумеется, получившая классическое дворянское образование, анна сергеевна не может с этим согласиться. ей скучно, как всем женщинам, «которым не удалось полюбить», хотя она сама не знает, чего именно ей хочется. она кокетничает с базаровым, отговаривая ею уехать. базаров же находится в замешательстве: всю жизнь считая любовь «романтизмом», теперь он «с негодованием сознавал романтика в самом себе». его бесит собственная слабость, он не может позволить себе зависеть от женщины, «аристократки».
их объяснение драматично: страсть базарова пугает анну сергеевну, заставляя ее в испуге отшатнуться. перед отъездом евгения одинцова долго размышляет о своем душевном состоянии и приходит к выводу, что она была права: «бог знает куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете». различия в воспитании, мировоззрении, образе жизни стали для героев непреодолимыми. базаров в смятении сознает, как рушатся основы нигилизма его твердых убеждений, а анна сергеевна боится связывать свою судьбу с непредсказуемым и политически неблагонадежным человеком, нарушить ради него свой душевный комфорт. герои расстаются друзьями, сумев подняться выше своих предрассуждений, но их взаимоотношения, видимо, не могли
взаимоотношения евгения базарова и анны сергеевны одинцовой, героев романа и.с. тургенева «отцы и дети», не сложились по множеству причин. материалист и нигилист базаров отрицает не только искусство, красоту природы, но и любовь как человеческое чувство.признавая отношения мужчины и женщины, он считает, что любовь «это все романтизм, чепуха, гниль, художество». поэтому и одинцову он вначале оценивает только с точки зрения ее внешних данных. «этакое богатое тело! хоть сейчас в анатомический театр», цинично говорит он о молодой женщине.
судьба анны сергеевны не была легкой. лишившись родителей, она осталась в затруднительном материальном положении, с двенадцатилетней сестрой на руках. преодолевая трудности, она проявляет недюжинную силу характера и самообладание. анна сергеевна выходит замуж по расчету за человека намного старшего его, и, хотя она уважает своего мужа как человека доброго и честного, конечно, не испытывает к нему никакой любви. оставшись вдовой, она поселилась в имении, где все было устроено с комфортом и роскошью. она редко общалась с соседями, и о ней ходило множество нелестных слухов, вероятно, ей завидовали: молода, красива, богата, независима. базаров произвел на нее впечатление, и она пригласила их с аркадием в гости.
уже первая беседа в гостинице продолжалась более трех часов, причем анна сергеевна проявляет и чуткость, и такт, выбрав тему для разговора и гостю освоиться. даже базаров меняет свое к ней отношение, с уважением говоря, что она «в переделе была», «нашего хлеба покушала». дальнейшее общение сближает героев, они интересны друг другу, но не во всем могут между собою согласиться. базаров придерживается социалистических взглядов, отрицая индивидуальность человеческой личности: «исправьте общество, и болезней не будет». разумеется, получившая классическое дворянское образование, анна сергеевна не может с этим согласиться. ей скучно, как всем женщинам, «которым не удалось полюбить», хотя она сама не знает, чего именно ей хочется. она кокетничает с базаровым, отговаривая ею уехать. базаров же находится в замешательстве: всю жизнь считая любовь «романтизмом», теперь он «с негодованием сознавал романтика в самом себе». его бесит собственная слабость, он не может позволить себе зависеть от женщины, «аристократки».
их объяснение драматично: страсть базарова пугает анну сергеевну, заставляя ее в испуге отшатнуться. перед отъездом евгения одинцова долго размышляет о своем душевном состоянии и приходит к выводу, что она была права: «бог знает куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете». различия в воспитании, мировоззрении, образе жизни стали для героев непреодолимыми. базаров в смятении сознает, как рушатся основы нигилизма его твердых убеждений, а анна сергеевна боится связывать свою судьбу с непредсказуемым и политически неблагонадежным человеком, нарушить ради него свой душевный комфорт. герои расстаются друзьями, сумев подняться выше своих предрассуждений, но их взаимоотношения, видимо, не могли