Рассказ «Кавказский пленник» был написан Львом Николаевичем Толстым в 70-ые годы XIX века, который построен на событиях из жизни самого писателя на Кавказе во время войны русских с горцами. В этом произведении Л. Н. Толстого мне запомнились главные герои: русский офицер Жилин и дочь татарина Дина.
Когда Жилин отправился проведать свою мать-старушку, он попал в плен к татарам. Его привезли в аул, надели колодку и заперли в сарай. Утром его отдали за долги Абдулу, где и произошла их первая встреча с Диной. По приказу отца она дала Жилину воды и хлеба. Девочке было и любопытно, и боязно при встрече с инородцем.
Но через некоторое время они подружились – Жилин лепил для Дины кукол из глины, а она тайком от всех кормила его вкусненьким. Русский офицер был в хороших отношениях со многим жителями татарской деревни и им, чем мог. Абдул уже доверял ему и запирал его в сарай только на ночь. Но Жилин всё равно оставался пленником, и мысли о побеге не покидали его.
Однажды ночью он со своим товарищем Костылиным совершил неудачный побег. По возвращению в аул их сбросили в сырую яму и перестали кормить. И снова на русскому офицеру пришла татарская девочка Дина. Она предупредила его об опасности и бежать из плена. Дина Жилину жизнь, не думая о себе. Ведь неизвестно, что было бы с девочкой, если бы её отец узнал, кто бежать пленному.
Я думаю, что Жилин всегда будет помнить Дину, ведь она ему жизнь.
Костылин от «костыль» — палка для хромых, бессильных. Таким образом, даже фамилии указывают на разницу в характерах героев. В качестве итога сопоставления двух пленников составим таблицу
Качество Жилин /Костылин Внешность «А Жилин хоть не велик ростом, да удал был» . «А Костылин мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет. » Отношение к лошади «Матушка, вынеси, не зацепи ногой. » «Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого. » Поведение в плену «Думает: «Я уйду» . А сам все выпытывает, высматривает, как ему бежать. Ходит по аулу насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает. » «Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет; или спит. » Отношение татар к пленникам «Джигит» «Смирный» Выносливость, мужество «Попрыгивает с камушка на камушек да на звезды поглядывает» «Костылин все отстает и охает. » Верность, преданность «..не годится товарища бросать. » «Костылин бросил Жилина в беде и ускакал на лошади. »
Какой вывод можно сделать, сравнив двух героев? Слабости Костылина автор противопоставляет стойкость и человечность Костылина. Мужество и выдержка ему бежать к своим, преодолевая все трудности.
Какова идея произведения? Научить людей не сдаваться даже в трудных ситуациях, добиваться своей цели, надеясь только на себя.
Когда Жилин отправился проведать свою мать-старушку, он попал в плен к татарам. Его привезли в аул, надели колодку и заперли в сарай. Утром его отдали за долги Абдулу, где и произошла их первая встреча с Диной. По приказу отца она дала Жилину воды и хлеба. Девочке было и любопытно, и боязно при встрече с инородцем.
Но через некоторое время они подружились – Жилин лепил для Дины кукол из глины, а она тайком от всех кормила его вкусненьким. Русский офицер был в хороших отношениях со многим жителями татарской деревни и им, чем мог. Абдул уже доверял ему и запирал его в сарай только на ночь. Но Жилин всё равно оставался пленником, и мысли о побеге не покидали его.
Однажды ночью он со своим товарищем Костылиным совершил неудачный побег. По возвращению в аул их сбросили в сырую яму и перестали кормить. И снова на русскому офицеру пришла татарская девочка Дина. Она предупредила его об опасности и бежать из плена. Дина Жилину жизнь, не думая о себе. Ведь неизвестно, что было бы с девочкой, если бы её отец узнал, кто бежать пленному.
Я думаю, что Жилин всегда будет помнить Дину, ведь она ему жизнь.
Таким образом, даже фамилии указывают на разницу в характерах героев.
В качестве итога сопоставления двух пленников составим таблицу
Качество Жилин /Костылин
Внешность «А Жилин хоть не велик ростом, да удал был» . «А Костылин мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет. »
Отношение к лошади «Матушка, вынеси, не зацепи ногой. » «Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого. »
Поведение в плену «Думает: «Я уйду» .
А сам все выпытывает, высматривает, как ему бежать.
Ходит по аулу насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает. » «Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет; или спит. »
Отношение татар к пленникам «Джигит» «Смирный»
Выносливость, мужество «Попрыгивает с камушка на камушек да на звезды поглядывает» «Костылин все отстает и охает. »
Верность, преданность «..не годится товарища бросать. » «Костылин бросил Жилина в беде и ускакал на лошади. »
Какой вывод можно сделать, сравнив двух героев?
Слабости Костылина автор противопоставляет стойкость и человечность Костылина.
Мужество и выдержка ему бежать к своим, преодолевая все трудности.
Какова идея произведения?
Научить людей не сдаваться даже в трудных ситуациях, добиваться своей цели, надеясь только на себя.