Ры 1. Мәтінді тыңдаңдар. Берілген уақыт ішінде тапсырмаларды орын-
даңдар.
1. Жарташық суайттың іс-әрекетінен түсінгендерінді қысқаша дәптерлеріңе
жазыңдар.
2. Бану-Шешектің жоқтауындағы іс-әрекеттерінен көріктеу құралдарын
теріп жазыңдар.
3. Жырдағы үзіндіде қай дәстүр баяндалады? Қысқаша сипаттама жазыңдар.
1-мəтін. Уақыты
15 минут.
...
. . .
2. «О, көпестер, далаларды басып, ... таулардан асып келіпсіңдер.
Менің бек әкеме, ханым шешеме сыйлық алып баруға келіпсіңдер,
көпестер! Мінгендерің жылқылар екен... Менің сөзіме құлақ
салыңдар, көпестер! Сендерден сұрайтыным ..., ... Қазан-Салор аман ба, көпестер?
Одан соңғы сұрарым: «Қиян Селжүк баласы ер Дондаз аман ба, көпестер?
Байбіжан қызы Бану-Шешек отбасында бар ма, көпестер? Өлген жоқ па ол,
көпестер? Білгендеріңді айтыңдар, менің қара басым жолдарыңа құрбан болсын,
көпестер», деді оларға Байрақ.
1. Байрақтың монологіне мән бере отырып, есте сақтағандарыңды қорытын-
дылап, дәптерлеріңе жазыңдар.
2. Берілген үзіндіні тыңдап, монологті еске түсіре отырып, мәтін мазмұнына
сай сөздерді дәптерлеріңе теріп жазыңдар.
Нет такого человека, который хотя бы раз не сталкивался с выбором: лгать себя, своего друга или говорить правду, с одной стороны, в ущерб себе, с другой стороны, облегчая его судьбу. Все неоднократно слышали фразу «горькая правда лучше сладкой лжи». И если вы думаете об этом, вы можете понять, что это утверждение верно.
Потому что как бы мы ни старались, в большинстве случаев ложь раскрывается. Ведь создавая легенду, нужно учитывать множество деталей для ее достоверности, что довольно сложно. Любая, самая маленькая мелочь может выдать мошенника. Более того, придумать действительно правдоподобную историю гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд.
Даже если никто никогда не узнает правду, ложь приносит беспокойство и страх, что ложь будет раскрыта. Это называется раскаянием. Одни будут мучиться совестью всю жизнь, другие всего пару дней. Все зависит от значения и размера лжи. Но этот страх перед неизвестным, которого совесть бросает вам «под подушку», может дойти даже во сне. Появляется определенная паранойя, которая в большинстве случаев заканчивается несколькими минутами стыда и жгучим чувством стыда. Маловероятно, что это стоит тех моментов облегчения, которые вы испытываете после того, как ваша ложь не рассказана сразу.
И все же каждое действие вызывает реакцию. Точнее, что за преступление, такое наказание. Если ложь раскрыта, то лжец будет наказан. Возможно, это не то, как ваша мать обычно наказывает в детстве, загоняя вас в угол или, в некотором смысле, материально, например, делает невозможным есть мороженое после обеда. Вы попадаете в глаза человеку и теряете самую важную часть хороших отношений между людьми - доверие, которое опять-таки гораздо труднее заработать, чем заработать, встречаясь.
Все любят слышать правду, но не все рады это говорить. Возможно, ложь иногда необходима, но только в исключительных случаях. Обязательно помните, что лгать - значит совершать негативный поступок, который, безусловно, не достоин похвалы. Конечно, правда горька и не приятна. Сказав правду, вы не знаете, как с вами будут обращаться, отвергать или принимать с рас объятиями, поэтому сделать это гораздо сложнее, чем придумать историю, которая будет полезна для вас. Но если ложь раскрыта, будет намного хуже, и, сказав правду, вы сможете спокойно дышать, забыв обо всем, что произошло, поэтому мы можем с уверенностью сказать, что горькая правда лучше сладкой лжи.
Главная мысль рассказа "Кавказский пленник"-это то ,что никогда нельзя терять надежду,веру в себя,чувство достоинства и гордость,оставаясь человеком в любой ситуации.Жить свободным-это желание любого человека,уважение к другим ,как и самоуважение-это благородные качества.Жилин сохранил эти качества в плену,он один рвался к свободе,а не ждал своего освобождения за деньги.Поэтому один пленник,главный герой рассказа Жилин,а безвольный Костылин потерял веру,он не пленник,так как смирился со своим положением,он лишь жертва обстоятельств,согласная с произошедшим.Толстой назвал рассказ "Кавказский пленник",так как пленником был один Жилин,а второй заложник своей беспринципности.