Цикл "Записки охотника". Основная тема - взаимоотношения крестьян и помещиков при крепостном праве. Автор рассказывает о несчастных судьбах людей из простого народа, о гибели народа о жестокости старост и помещиков. В очерке "Малиновая вода" дан образ богатого вельможи старого века, графа Петра Ильича. Это — самодур, страстный любитель псовой охоты, банкетов, фейерверков. Культурный горизонт П. И. ограничивается выписыванием одеколона из Парижа. Его безумная расточительность, безразличие к судьбам крестьян кончились для него разорением. Фамильные качества — безделие и самодурство — передаются по наследству его сыну, молодой барин бесчеловечно поступает с крестьянином Власом, который просит уменьшить оброк.
Он пишет о своих чувствах, мыслях, о своем поведении и о поступках. Печорин сам себе создает приключения, активно вмешиваясь в свою судьбу и жизнь окружающих, меняя ход вещей таким образом, что он привел к взрыву, к столкновению. Так было в "Бэле", когда но круто изменил судьбу девушки, Азамата, их отца, Казбича, сплетая их пути в немыслимый клубок. Так было в "Тамани", где он вмешался в жизнь "честных контрабандистов", в"Княжне Мери"... И он не просто изменяет и усложняет жизнь окружающих. Он вносит в их судьбы свою неприютость, свое бездомье и тягу к разрушению Дома - символа вечной жизни, непричастности к общей судьбе, укрытия от ветров эпохи. Вопрос предназначения, рока, единоборства человека с судьбой - основной философский аспект романа. Полностью этой проблеме посвящена завершающая глава "Фаталист", в которой Печорин пытается создать некоторую "модель судьбы". Существует ли предопределение или нет его; если но есть, то каковы пределы самостоятельности личности - все это не предмет отвлеченных умствований для Печорина, но самый насущный вопрос. Ибо ответ на него даст ключ к разгадке жизни и человеческой натуры, сможет, наконец, объяснить Печорину его собственную душу и судьбу
В очерке "Малиновая вода" дан образ богатого вельможи старого века, графа Петра Ильича. Это — самодур, страстный любитель псовой охоты, банкетов, фейерверков. Культурный горизонт П. И. ограничивается выписыванием одеколона из Парижа. Его безумная расточительность, безразличие к судьбам крестьян кончились для него разорением. Фамильные качества — безделие и самодурство — передаются по наследству его сыну, молодой барин бесчеловечно поступает с крестьянином Власом, который просит уменьшить оброк.