для писателя чрезвычайно важно показать развитие "новых людей", их отличие от общей массы. единственный герой, прошлое которого рассматривается с тщательной подробностью, — это верочка. что позволяет ей высвободиться из среды "пошлых людей"? по мнению чернышевского, — труд и образование. "мы бедны, но мы — рабочие люди, у нас здоровые руки. будем учиться — знание освободит нас, будем трудиться — труд обогатит нас". вера свободно владеет французским и языками, что дает ей неограниченные возможности для самообразования.
такие герои как кирсанов, лопухов и мерцалов входят в роман уже сложившимися людьми. характерно, что медики появляются в романе во время написания диссертации. таким образом, труд и образование сливаются воедино. кроме того, автор дает понять, что если и лопухов и кирсанов — выходцы из небогатых и незнатных семей, то за плечами у них наверняка бедность и труд, без которого невозможно образование. это раннее знакомство с трудом дает "новому человеку" преимущество перед другими людьми.
замужество веры павловны является не эпилогом, а только началом романа. и это важно. подчеркивается, что кроме семьи верочка способна создать и более широкое объединение людей. здесь появляется давняя утопическая идея коммуны — фаланстер.
труд дает "новым людям" прежде всего личную независимость, но кроме того — это еще и деятельная другим людям. всякое отступление от беззаветного служения труду автором порицается. достаточно вспомнить момент, когда верочка собирается ехать за лопуховым, бросая мастерскую. когда-то труд был необходим "новым людям" для получения образования, но теперь герои пытаются давать людям образование в процессе труда. с этим связана еще одна важная философская идея автора в изображении "новых людей" — их просветительская деятельность.
эгоизм "новых людей" тоже строится на расчете и выгоде одного человека. "каждый думает больше всего о себе", — говорит лопухов вере павловне. но это — принципиально новый моральный кодекс. суть его состоит в том, что счастье одного человека неотделимо от счастья других людей. выгода, счастье "разумного эгоиста" зависит от состояния его близких, общества в целом. лопухов освобождает верочку от принудительного брака, а когда убеждается, что она любит кирсанова, — сходит со сцены. кирсанов кате полозовой, вера организует мастерскую. для героев следовать теории разумного эгоизма — значит каждым своим поступком учитывать интересы другого человека. на первое место для героя выходит разум, человек вынужден постоянно обращаться к самоанализу, давать объективную оценку своим чувствам и положению.
как видно, "разумный эгоизм" героев чернышевского не имеет ничего общего с себялюбием, корыстью. почему же это все-таки теория "эгоизма"? латинский корень этого слова "эго" - "я" указывает на то, что в центр своей теории чернышевский ставит человека. в этом случае теория разумного эгоизма становится развитием антропологического принципа, который чернышевский поставил в основу своей философской идеи.
в одном из разговоров с верой павловной автор говорит: " чувствую радость и счастье" — значит, "мне хочется, чтобы все люди были счастливы", — по-человечески, верочка, эти обе мысли одно". таким образом, чернышевский заявляет, что создание благоприятных условий для жизни отдельной личности неотделимо от совершенствования существования всех людей. в этом сказывается несомненная революционность взглядов чернышевского.
ответ:
для писателя чрезвычайно важно показать развитие "новых людей", их отличие от общей массы. единственный герой, прошлое которого рассматривается с тщательной подробностью, — это верочка. что позволяет ей высвободиться из среды "пошлых людей"? по мнению чернышевского, — труд и образование. "мы бедны, но мы — рабочие люди, у нас здоровые руки. будем учиться — знание освободит нас, будем трудиться — труд обогатит нас". вера свободно владеет французским и языками, что дает ей неограниченные возможности для самообразования.
такие герои как кирсанов, лопухов и мерцалов входят в роман уже сложившимися людьми. характерно, что медики появляются в романе во время написания диссертации. таким образом, труд и образование сливаются воедино. кроме того, автор дает понять, что если и лопухов и кирсанов — выходцы из небогатых и незнатных семей, то за плечами у них наверняка бедность и труд, без которого невозможно образование. это раннее знакомство с трудом дает "новому человеку" преимущество перед другими людьми.
замужество веры павловны является не эпилогом, а только началом романа. и это важно. подчеркивается, что кроме семьи верочка способна создать и более широкое объединение людей. здесь появляется давняя утопическая идея коммуны — фаланстер.
труд дает "новым людям" прежде всего личную независимость, но кроме того — это еще и деятельная другим людям. всякое отступление от беззаветного служения труду автором порицается. достаточно вспомнить момент, когда верочка собирается ехать за лопуховым, бросая мастерскую. когда-то труд был необходим "новым людям" для получения образования, но теперь герои пытаются давать людям образование в процессе труда. с этим связана еще одна важная философская идея автора в изображении "новых людей" — их просветительская деятельность.
эгоизм "новых людей" тоже строится на расчете и выгоде одного человека. "каждый думает больше всего о себе", — говорит лопухов вере павловне. но это — принципиально новый моральный кодекс. суть его состоит в том, что счастье одного человека неотделимо от счастья других людей. выгода, счастье "разумного эгоиста" зависит от состояния его близких, общества в целом. лопухов освобождает верочку от принудительного брака, а когда убеждается, что она любит кирсанова, — сходит со сцены. кирсанов кате полозовой, вера организует мастерскую. для героев следовать теории разумного эгоизма — значит каждым своим поступком учитывать интересы другого человека. на первое место для героя выходит разум, человек вынужден постоянно обращаться к самоанализу, давать объективную оценку своим чувствам и положению.
как видно, "разумный эгоизм" героев чернышевского не имеет ничего общего с себялюбием, корыстью. почему же это все-таки теория "эгоизма"? латинский корень этого слова "эго" - "я" указывает на то, что в центр своей теории чернышевский ставит человека. в этом случае теория разумного эгоизма становится развитием антропологического принципа, который чернышевский поставил в основу своей философской идеи.
в одном из разговоров с верой павловной автор говорит: " чувствую радость и счастье" — значит, "мне хочется, чтобы все люди были счастливы", — по-человечески, верочка, эти обе мысли одно". таким образом, чернышевский заявляет, что создание благоприятных условий для жизни отдельной личности неотделимо от совершенствования существования всех людей. в этом сказывается несомненная революционность взглядов чернышевского.
объяснение: