Евгений онегин - прототип пётр чаадаев, друг пушкина, назван самим пушкиным в первой главе. онегина напоминает жизнь чаадаева. важное влияние на образ онегина оказал лорд байрон и его «байроновские герои» , дон жуан и чайлд гарольд, которые также не раз упоминаются самим пушкиным. «в образе онегина можно найти десятки сближений с различными современниками поэта - от пустых светских знакомцев до таких значимых для пушкина лиц, как чаадаев или александр раевский. то же следует сказать и о татьяне» . (м. ю. лотман. комментарии к «евгению онегину» ) татьяна ларина - одним из прототипов можно считать авдотью (дуня) норову, подругу чаадаева. сама дуня упоминается во второй главе, а в конце последней главы пушкин выражает свою скорбь по поводу её безвременной кончины. в этом образе также можно найти черты марии волконской, дочери героя войны 1812 года н. н. раевского (у которого пушкин гостил в крыму во время южной ссылки) и жены декабриста с. г. волконского, друга пушкина, а также анны керн, возлюбленной пушкина. она же, анна керн, была прототипом анны карениной. хотя внешность анны карениной лев толстой списал со старшей дочери пушкина, марии гартунг, но имя и близка к анне керн. так, через анны керн, в романе толстого «анна каренина» можно найти связь с романом «евгений онегин» . ольга ларина, её сестра - обобщённый образ типичной героини популярных романов; красивый внешне, но лишённый глубокого содержания. владимир ленский -"энергичное сближение ленского с кюхельбекером, произведенное ю. н. тыняновым (пушкин и его современники. с. 233-294), лучше всего убеждает в том, что попытки дать поэту-романтику в ео некоторый единый и однозначный прототип к убедительным результатам не приводят". (м. ю. лотман. комментарии к «евгению онегину») . возможный прототип- кюхельбекер [источник не указан 252 дня] , поэт-романтик, писатель и общественный деятель, товарищ пушкина по царскосельскому лицею. няня татьяны - вероятный прототип - яковлева арина родионовна, няня пушкина зарецкий, дуэлянт - в числе прототипов называли фёдора толстого-американца не названный в романе муж татьяны лариной, «важный генерал» , генерал керн, муж анны керн. автор произведения - сам пушкин. он постоянно вмешивается в ход повествования, напоминает о себе («но вреден север для меня») , водит дружбу с онегиным («условий света свергнув бремя, как он отстав от суеты, с ним подружился я в то время, мне нравились его черты») , в своих лирических отступлениях делится с читателями своими размышлениями о самых разных жизненных вопросах, высказывает свою мировоззренческую позицию. автор в некоторых местах нарушает ход повествования и вводит в текст метатекстовые элементы («читатель ждёт уж рифмы „розы“ - на, вот, возьми её скорей») . пушкин даже изобразил себя рядом с онегиным на берегу невы (см. изображение) и хотел поместить этот и ряд других рисунков в качестве иллюстрации к роману в стихах, но не удалось найти общий язык с издателями «невского альманаха» . сам пушкин отозвался на это несколькими ироничными эпиграммами. в романе упоминается также отец - дмитрий ларин - и мать татьяны и ольги; «княжна алина» - московская кузина матери татьяны лариной; дядя онегина; ряд комичных образов провинциальных помещиков (гвоздин, флянов, «скотинины, чета седая» , «толстый пустяков» и проч.) ; петербургский и московский свет. образы провинциальных помещиков в основном имеют происхождение. так, образ скотининых отсылает к комедии фонвизина «недоросль» , буянов - герой поэмы «опасный сосед» (1810-1811) в. л. пушкина. «среди гостей ещё намечались „кирин важный“, „лазоркина - вдова-вострушка“ („сорокалетняя вертушка“); „толстого пустякова“ заменял „толстый тумаков“, пустяков был назван „тощим“, петушков был „отставным канцеляристом“» (бродский н. л. «евгений онегин» роман а. с. пушкина: комментарий. м. : изд-во «мультиратура» , 2005. с.
Детство – самая светлая и радостная пора в жизни каждого человека. по крайней мере, оно должно таким быть, потому что в детстве закладывается характер человека, его отношение к себе и к окружающему миру.именно поэтому главными героями многих произведений писателей являются дети, их психология, отношения с окружающими людьми. так, л.н. толстой в автобиографической повести «детство» описывает жизнь николеньки иртеньева, который на страницах произведения растет, любит и ненавидит, получает первые уроки жизни.маленький герой окружен любовью и заботой своих близких – маменьки, гувернера, няни. под их влиянием николенька растет добрым мальчиком, ему присуще «чувство сострадания, заставлявшее меня, бывало, плакать навзрыд при виде выброшенного из гнезда галчонка или щенка, которого несут, чтобы кинуть за забор…»жизнь героя — это уроки в классе, игры с друзьями, общение с маменькой, которую николенька боготворит. однако мальчик растет, меняется и его жизнь. он уезжает в москву, заводит новых друзей, разлучается и, позже, теряет маменьку.в повести николенька совершает ошибки, пытается исправлять их, делает выводы. так, он несправедливо думает о добрейшем гувернере карле ивановиче, обижается на няню наталью савишну, придумывает страшный сон «будто maman умерла и ее несут хоронить». вместе с приятелями герой издевается над слабым иленькой грапом, хотя ему это и не нравится: «в эту минуту я не совсем был убежден, что все это смешно и весело». но важно, что из каждого «недостойного» эпизода николенька выносит свой урок, понимает, почему он поступил неправильно.детство как самый чистый и невинный период в жизни изображается и буниным в рассказе «цифры». маленький женечка – воплощение непосредственности, наивности, шаловливости и проказливости: «и с детской доверчивостью, с открытым сердцем кинулся к жизни: скорее, скорее! » он любит своих родных, безмерно уважает дядю, приехавшего из москвы.писатель подчеркивает, что ребенок зависит от взрослых, его легко обидеть или унизить. но это самое страшное преступление — маленький человек незлоблив, однако причиненную боль может помнить всю жизнь. таким образом, детство в произведениях толстого и бунина изображается как важнейшая пора жизни каждого человека. именно в детстве, по мнению этих писателей, формируется характер и мировоззрение личности. кроме того, детство, несмотря ни на что, счастливейшая – «золотая» — пора жизни, наполненная светом, радостью ежедневных открытий, чистотой души.