РАЗДЕЛ IV. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА HOB
обычные люди или исторические личности. Писатель рассказывает об их
естве и юности, описывает различные периоды в их жизни. Подробнее всего рас-
сказывается о тех моментах, когда герою надо сделать выбор, проявить себя, рас-
крыть свой характер.
Событий в романе множество, и поэтому сюжет больших повествований
состоит из многих эпизодов, в которых раскрываются разные стороны характера
героев.
Романы появились в Средние века в Западной Европе. Особенно популярными
они стали в XVII-XVIII веках, когда писатели стали сочинять приключенческую ли-
тературу. Захватывающие события происходили с героями романов во время далё-
ких и опасных путешествий, детально описанных автором.
Роман — литературный жанр, чаще прозаический. Будучи развёрнутым по-
вествованием о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный
период его жизни, отличается от повести объёмом, сложностью содержания и бо-
лее широким захватом описываемых явлений.
этой ситуации?»
Читая романы-путешествия, мы узнаём о реальных и выдуманных странах.
Открывая новые миры, герои этих произведений познавали себя. Мы тоже мо-
жем понять их характер, отвечая на вопросы: «Почему герой попал в такую си-
уацию?», «Почему один персонаж струсил, а другой проявил сильные стороны
своего характера?» А попробуйте задать ещё такой вопрос: «А что бы сделал яв
и вы узнаете что-то новое о себе.
| Вспомните, что такое эпос? Расскажите об особенностях эпических произведений.
2. Какой роман РЛ. Стивенсона вы изучали в 5 классе? Объясните, почему это произ-
ведение относят к приключенческой литературе?
3. А какие романы вы читали еще » Вспомните имена авторов этих романов. Когда они
А. Что для писателя становится важным, когда он создаёт героя романа?
жили?
5
59
Роман - большой эпический жанр
отменни Длительного времени. Для того чтобы с наибольшей полнотой показать
ЗНЫХ ЛЮдей, сложность человеческих отношений, всё разнообразие мира, автор
природа, животные? Составьте план ваших действий, чем вы займётесь в первую
очередь, что для вас будет главным?
Мана придумывает для своих героев самые разные житейские ситуации. Герой ро-
Рассмотрите заставку к этому разделу, предположите, о чём в нём пойдёт речь. Что
10м времени, когда они жили.
Например, Хозяйка Медной горы не только хранительница сокровищ, но и покровительница смелых, мужественных, творчески одаренных людей.
Детали красочного портрета намекают на связь героини с миром природы. "Девка небольшого росту, из себя ладная, и уж такое крутое колесо —на месте не посидит... Коса не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце — ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь".
Отношения Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями, так называемыми запретами. Одним из них был запрет женщине спускаться в шахту, во впадения Хозяйки. Другой — не жениться молодцу, который хочет обрести ее покровительство. Не случайно рабочие побаивались Хозяйку, избегали встреч с ней.
Вот как описывается Бажовым встреча Степана с Хозяйкой: "Парень хотел было слово молвить, вдруг его как по затылку стукнуло — "Мать ты моя, да ведь это сама Хозяйка! Ее одежа-то. Как я сразу не приметил? Отвела глаза косой-то своей... Вот, — думает парень, — беда! Как бы только ноги унести, пока не заметила".
Творчеству народных умельцев, истинных художников принадлежит одно из важных мест в сказах Бажова. Неутомимый поиск характеризует мастера Данилу и его сына Митю, стремящихся раскрыть красоту камня, чтоб "сердце радовалось" у людей при взгляде на их работу — в этом они видят истинное счастье.
Непрост путь к овладению мастерством. Настоящему художнику неинтересно работать по бездушному барскому чертежу, вырезать узор, не считаясь со свойствами камня: "А где, спрашиваю, красота камня? Тут прожилка а ты на ней дырки сверлишь да цветочки режешь. На что тут они? Порча ведь это камня А камень-то какой! Первый камень! " Не приносит удовлетворения и копирование дурман-цветка.
Трудный путь Данилы продолжает Митюнька, отданный, как в свое время и отец, в учение к опытному мастеру. "Митюнька весь этот установ перенять перенял, а нет-нет и придумает по-своему". Успех приносит тонкая ювелирная обработка простого материала — змеевика да шлака. Не застывшая, а живая красота "хрупкой веточки" передана в его изделии: "В каждой ягодке ровно зернышки видно и листочки живые, даже маленько с изъянами: на одном дырки жучком будто проколоты, на другом опять ржавые пятнышки пришлись".
Но не всем дано оценить мастерство умельца. Для барина главное — "сколько камни стоят". Узнав, что недорог материал, разгневанный барин раздавил и в пыль растоптал Митину "дорогую выдумку". Как и Данила, исчез Митя: "Так и найти не могли, а поделку его и потом люди видали. Кто понимающи, те узнавали ее".
Историческое Урала вплетается в сказы Бажова не только эпизодами освоения горных богатств, постройки и расширения заводов. Поэтическая история "Ермаковы лебеди" дает уральскую версию предания о покорении Сибири Ермаком. Она насыщена местными поверьями, одно из них — о неприкосновенности лебедей, якобы когда-то указавших богатые ископаемыми места.
Народ всегда приписывал своим любимым героям особую удачливость и неуязвимость от пуль, а иногда и бессмертие. Следует этому и Бажов.
И проклял Демон побежденный Мечты безумные свои, И вновь остался он, надменный, Один, как прежде, во вселенной Без упованья и любви!..
Он сеял зло без наслажденья. Нигде искусству своему Он не встречал сопротивленья — И зло наскучило ему.
Но, кроме зависти холодной, Природы блеск не возбудил В груди изгнанника бесплодной Ни новых чувств, ни новых сил; И всё, что пред собой он видел, Он презирал иль ненавидел.
Я тот, чей взор надежду губит; Я тот, кого никто не любит; Я бич рабов моих земных, Я царь познанья и свободы, Я враг небес, я зло природы, И, видишь, – я у ног твоих!
Хочу я с небом примириться, Хочу любить, хочу молиться, Хочу я веровать добру.