• Рассмотрите иллюстрации к трагедии "Ромео и Джульетта". Подберите из текста • Совершите виртуальную экскурсию в мир театра, балета, кино. Организуйте
• Посмотрите несколько экранизаций пьесы У. Шекспира. Сравните шекспиров-
искусств
Задание 187
произведения цитаты к данным иллюстрациям.
онлайн-просмотр балета С. Прокофьева “Ромео и Джульетта”.
ское видение проблемы “отцов и детей” и интерпретации режиссеров.
Ритори́ческий вопро́с — риторическая фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший. Также риторическим вопросом можно считать вопрос, ответ на который крайне очевиден. В любом случае вопросительное высказывание подразумевает вполне определённый, всем известный ответ, так что риторический вопрос, фактически, представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме.
Риторический вопрос применяется для усиления выразительности (выделения, подчёркивания) той или иной фразы. Характерной чертой этих оборотов является условность, то есть употребление грамматической формы и интонации вопроса в случаях, которые, по существу, её не требуют.
Риторический вопрос, так же как риторическое восклицание и риторическое обращение, — своеобразные обороты речи, усиливающие её выразительность.
О Русская земля, ты уже за холмом! - это риторическое восклицание.
Пристало ли нам, братья,
начать старыми словами
печальные повести о походе Игоревом,
Игоря Святославича? - это риторический вопрос.
КАК-ТО ТАК
Но разве человек не дитя природы? И почему человеческое общество должно выпадать из-под власти всеобщих законов бытия? Так созерцание природы поэту уяснить, что высшая целесообразность и красота должны восторжествовать и в человеческом обществе. Ведь не для одних же страданий родился человек? Иначе зачем природа или Творец наделили его чувством справедливости, стремлением к правде и жаждой счастья? Желтеющая нива, лес, порыв ветра, ландыш серебристый - все это не разрозненные и тем более не изолированные явления. Это грани цельного бытия. Лермонтов умел одухотворять, оживлять природу: утес, тучи, дубовый листок, пальма, сосна, дружные волны наделены у него человеческими страстями, и ведомы и радость встреч, и горечь разлук, и неутолимая грусть. К 1841 году лирика Лермонтова достигла высшего расцвета. В последний год жизни поэт создал ряд произведений удивительного мастерства. Среди них особое место занимают «Родина» , «Прощай, немытая Россия» , «Выхожу один я на дорогу» . Природа здесь символизирует образ Родины.
В стихотворении «Выхожу один я на дорогу» пейзаж занимает всего пять строк из двадцати. Причем это очень необычный пейзаж, имеющий символическое значение. Вся картина жизни лирического героя представлена на космическом фоне и оттого приобретает вид сложного образа - символа, напоминающего о мучительно сложных вопросах, над решением которых бились современники Лермонтова:
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
Что такое «кремнистый путь в пустыне» .
Кремень напоминает о крови, о ранах, страданиях.
Кремнистый путь - образное воплощение судьбы поэта, пытавшегося найти отклик у современников, но оставшегося безответным, осознавшего полнейшее одиночество в пустыне безлюдья. Но отчуждения и непонимания не должно быть! Ведь во вселенной все связано друг с другом. Даже звезда с звездою говорит. Как всякий настоящий, а тем более велики поэт, Лермонтов исповедовался в поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть его душу и понять его как поэта и как человека. Белинский писал о Лермонтове: «... уже недалеко то время, когда имя его в литературе сделается народным именем, и гармонические звуки его поэзии будут услышаны в повседневном разговоре толпы, между толками ее о житейских заботах» . Сегодня мы можем сказать, что это время наступило.