говоря о героях романа шолохова «поднятая целина», в первую очередь, нужно обратить внимание на их неоднородность. одним из ярких представителей крестьянства является кондрат майданников. казалось бы, это совсем неприметный человек, но его отличает удивительная воля и желание стать частью нового, справедливого общества. изначально майданников уверен, что колхоз – это единственный путь к лучшей жизни. сомнения приходят к нему намного позднее. писатель так передает его размышления: «как будет в колхозе? всякий ли почувствует, поймет так, как понял он, что путь туда – единственный, что это – что, если разбредутся люди через неделю же, испугавшись трудного? тогда – на шахты, кинув гремячий на всю жизнь». важно отметить, что «перестраиваться» герою было весьма нелегко. с трудом он начал заботиться и волноваться не только о своем хозяйстве, но и о чужом добре. пристально вглядываясь в душевный мир своего героя, м. шолохов показывает, что дело тут не только в «инстинкте собственничества», в силе привычки, тяготевшей над сознанием и чувством. трудная душевная борьба героя находит свое психологическое объяснение, как мне кажется, в условиях жизни самого кондрата. тяжелым трудом, отказывая себе и своей семье в самом необходимом, потом и кровью, собирал кондрат свое немудрое хозяйство. «все это оттого, что трудно наживалося. у кого всего по ноздри, этому, небось, не так жалко», - думает герой. на мой взгляд, есть некоторый иронический подтекст в словах шолохова «нелегко давался кондрату колхоз! со слезой и с кровью рвал кондрат пуповину, соединявшую его с собственностью, с быками, с родным паем земли». но и симпатия писателя к этому герою несомненна. еще одним ярким представителем крестьянства является иван аржанов. тяжело складывалась жизнь этого человека, который много вытерпел, начиная еще с детских лет. всю жизнь он тешил себя надеждой отомстить людям, избившим его отца и сделавшим калекой его. перед смертью отец сказал ивану: «вот что, сынок, тебе уже тринадцатый год идет, ты после меня останешься за хозяина, запомни: били меня аверьян архипов и два его брата, афанасий и сергей косой…сейчас ты маленький, вырастешь большой – вспомни про мои муки и убей аверьяна! » иван аржанов исполнил обещание, данное им отцу. но мстил он, в первую очередь, за жестокие издевательства над человеком и лишь потом - за свою боль. таков этот простой казак… нельзя не вспомнить и образ ипполита шалого, который больше всего ценил в людях доброту и понимание. однажды в его курене жил «ответственный районный работник». от хозяев он требовал, чтобы «картошку не на сковородке, а на тарелке приносили» и чтобы не подавали рушник, а какую-нибудь салфетку. на что «рассерчал ипполит шалый и говорит: «гнида ты вонючая, а не культурный человек! ежели ты культурный, так жри на том, что тебе , и утирайся тем, что … бери-ка … свою портфелю, милый человек, и дуй на все четыре стороны, а мне ты, такой гордый, окончательно без надобности». шолохов показывает, что крестьяне – это люди, чувством собственного достоинства и также заслуживающие внимания и уважения. совсем иные герои - половцев и островной, которые не могут смириться с новой властью. так, яков лукич островной до революции мечтал о большом хозяйстве, о паровой мельнице, об автомобиле, о сыне-офицере в белых перчатках. но всему это не суждено было сбыться, ибо война, а затем и советская власть, полностью отрезали его от прошлого. «не будь гонения на богатых, я бы, может, теперь по своему старанию первым человеком в хуторе был», - с горечью говорит островнов половцеву. в характере половцева сентиментальность чудовищно переплетается с жестокостью. так, например, в некоторые моменты своей жизни этот человек проявляет удивительную нежность и добрые чувства. он говорит якову лукичу: «люблю я, лукич, кошек! лошадь и кошка – самое чистоплотное животное…кошек чертовски люблю. и детей. маленьких. люблю, даже как-то болезненно. детских слез не могу слышать, все во мне переворачивается…» но если сопоставить эти слова с эпизодом, когда половцев зверски зарубил топором хопрова и задушил его жену, а затем преспокойно пил «взвар» и ел груши, то раскрывается истинная сущность этого человека.
Судьба аси ( ее детства) напоминает судьбу дочери самого тургенева, полины, которая воспитывалась в доме его матери. в этом образе воскресли и черты заинтересовавшей когда-то молодого тургенева маленькой девочки, незаконнорожденной дочери дяди писателя и крепостной крестьянки. в пору создания повести цепкая память художника воскресила черты этого светлого и красивого маленького существа, в котором уже тогда угадывалась яркий, самобытный характер. ася — героиня, наделенная «благородной душой и удивительной силой характера». господин н. н. встречает ее тогда, когда она томится от избытка жизненных и духовных сил, ее тяготит праздность, она вся во власти высоких человеческих порывов, мечтает «пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг». ее терзают мысли, еще неведомые герою повести: «дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали? » тоска по деятельной, полной пользы и смысла жизни уже знакома асе. углубляется и обостряется конфликт тургеневской героини с ее окружением, семьей, обществом. ася откровенно говорит: «лучше умереть, чем жить так». она мечтает о подвиге. нравственное, духовное изменение героини противопоставлено оскудению образа главного героя повести — и этим обостряется драматический конфликт повести, из нравственно-этического он постепенно перерастает в социальный. неровность и противоречивость характера аси во многом объясняется ее происхождением и двусмысленным положением в обществе. дочь крепостной женщины и барина, она рано начала задумываться над несправедливостью жизни. прямая и открытая, она стремилась к правде и не могла понять, «отчего никогда нельзя сказать всей правды». в сердце тургеневской девушки бьются гордость, отвага, стремление к независимости, она считает, что «лесть и трусость — самые дурные пороки». ася — национальный, типично характер, ей близок духовный мир любимой пушкинской героини: «а я хотела бы быть татьяной». сначала кажется, что господин н. окажется достойным аси. в нем девушка увидела воплощение своих мечтаний, от него ждала ответа на вопрос: «как жить? » вместе с чувством любви крепнут и духовные силы героини, у нее «крылья выросли», она не знает колебаний. господин н. н. мог совершенно беспрепятственно жениться на ней, но «сама ася, с ее огненной головой, с ее прошедшим, с ее воспитанием» его пугала. господин н. н. обманул самые святые надежды героини. тургеневская «ася» окончательно уничтожила веру в то, что люди, подобные господину н. н., способны «изменить своим благородством характер нашей жизни». образ тургеневской девушки не был неподвижным. от повести к повести типическое обобщение, которое нес в себе этот образ, становилось все более глубоким и современным, вбирая черты, каждый раз освещающие новую сторону действительности. тургеневские девушки похожи в главном — в отношении к идеалу жизни. это девушки, исполненные радужных, «крылатых надежд», впервые открывающие для себя новый мир ярких чувств и мыслей. в «асе» (и других повестях, например в «первой любви») тургенев психологически точно описал, как в юном сердце, впервые полюбившем, обостряются все чувства, и герой видит, ощущает поток жизни, его незаметное течение.